Дистанционное обучение – это взаимодействие преподавателя и обучающегося между собой на расстоянии. Онлайн-занятия также эффективны, как и личные индивидуальные уроки, при условии, что педагог и ученик мотивированны на успех и готовы работать в заданных условиях.
Для технического обеспечения образовательного процесса необходимо следующее оборудование:
— стационарный компьютер или планшет с пакетом прикладных программ и устойчивым интернет-соединением;
— музыкальный инструмент для работы педагога (клавишный синтезатор или фортепиано);
— наушники с гарнитурой;
— дополнительный внешний аудионоситель для воспроизведения фонограмм у обучающегося (смартфон с оптимальной выходной мощностью динамика или Bluetooth колонка);
— информационные носители (CD и DVD-диски, флеш-накопители).
Основными методами, в основе которых лежит способ организации учебных занятий по эстрадному вокалу в дистанционном формате, являются:
1. Наглядный – показ, демонстрация отдельных музыкальных фрагментов и всего произведения.
2. Словесный – объяснение, разбор, анализ музыкального произведения.
3. Практический – воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционная работа.
4. Игровой – разнообразные формы игрового моделирования, что способствует повышению у обучающихся интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, координацию движений, пространственные представления.
Каждое занятие строилось по определенному алгоритму: 1. Приветствие; 2. Дыхательные, речевые и вокально-интонационные упражнения; 3. Работа над репертуаром; 4. Творческо-постановочная часть (работа над художественным образом); 5. Подведение итогов, рефлексия.
С целью закрепления знаний и практических навыков, полученных в процессе занятия, обучающимся предлагались задания для самостоятельной работы:
— мини-тесты по теоретическому материалу; викторины
— выполнение дыхательной гимнастики;
— пение вокальных упражнений под фонограмму «минус»;
— видеозапись и анализ собственного исполнения;
— артикуляционный тренинг;
Самым существенным и явным недостатком дистанционного обучения является то, что при сохранении эмоциональной связи с учеником нет физического контакта, который очень важен в практике обучения вокалу, в особенности, если ученик только начинает заниматься постановкой голоса. При формировании звука задействованы многие группы мышц, и подсказать, как контролировать их расслабленность/напряжение при пении в определенные моменты времени – одна из задач педагога по вокалу.
Дистанционное обучение и специальное программное обеспечение являются удобными и незаменимыми инструментами в современном образовании и самообразовании. Мир быстро меняется, и для того чтобы иметь возможность приспособиться к этим изменениям, быть конкурентоспособным и востребованным, нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, используя возможности, которые предоставлены новыми технологиями и техническим прогрессом
Авторы статьи: Белькевич Е.Ю, Вощина М.А.