Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Новости
Инные документы
Контакты

С легкой руки Валерия Дмитриевича Кирюнина, актера, режиссера, педагога, наша литературная композиция по повести В.Г.Распутина «Живи и помни» обрела, как нам кажется, новый жанр.
То есть старшие ребята образцовой театральной студии «МАСКИ» начинали, как чтецы, готовясь к конкурсу чтецов. «Разминали» повесть, был долгий застольный период. Читали и со сцены, и на камеру по всем канонам сценической речи.


Но вот пришел старший Наставник (ах, какое чудо, что у студии есть такой компетентный Наставник, который увидит свежим глазом и подскажет нюансы, детали, которые ускользнули…), посмотрел прогон и все расставил по местам. По его рекомендациям, ребята отошли от читки в том классическом виде, который знают и помнят сегодня лишь единицы. Валерий Дмитриевич Кирюнин ввел элементы драматической игры – и литературная композиция стала драматической…
После просмотра он положительно отнесся к тому, как был сокращен текст, что в нем осталось все самое «вкусное», убраны все остальные сюжетные линии во имя главной, и оценил сделанное: «Принятие решения – прозвучало!» (Это о том, что ребята не должны были показывать конечный результат, они должны были представлять так, как будто текст рождался сию минуту у них в голове, а не был заучен и воспроизведен.) И работа началась.
Театральный режиссер просил ребят «не терять перспективу… не бросать фразу…. Вести ее туда, куда вел автор». Просил: «Рассказывай это мне».
Мастер учил взаимодействию и партнерству на сцене. Как смотреть на партнера, как слушать, как безмолвно выдавать нужную реакцию. Замечал: «Ах, как вы хорошо сидите и слушаете! Запомните эти позы! И потом, также непринужденно, сядьте на спектакле.» Глазами не отпускайте говорящего, следите, Сопереживайте.
Вон оно что. Композицию превратил в спектакль. Мастер учил ребят, как подавать серьезную распутинскую прозу. Заострял мизансцены. Показывал, как обыгрывать те же самые платки, которые были на плечах у девочек – Настён разной поры. Как ошарашено должен, но крепко, по-мужски… мужской рукой взяться за спинку стула Даниил (он произносит слова автора в самом начале). Оттачивал дикцию ребят: сложен язык Распутина, ох, сложен, в тексте много сугубо сибирских старинных слов: «взнялись», «толочься», «лопашны». Поэтому каждый звук должен быть отчетливо слышен — зрителям на раздумье.
Во время репетиции Валерий Дмитриевич неустанно подчеркивал: единство голоса и физического действия должно быть всегда! Придумал и ввел много новых жестов, оттеняющих прямую речь героев. Например, Алису, представляющую Настёну, которая почувствовала зарождение в себе новой жизни, попросил особым, защищающим жестом, держать руки у живота – как держат все женщины в положении, ожидающие ребенка… Ксюшу, повествующую о прежней, «довоенной» Настёне, попросил игриво расправить платок в стороны и затянуть народную песню «Со вьюном я хожу» и прикрикнуть «Эх» от избытка чувств, распирающих ее в преддверии счастья.
Мало выучить текст – надо так сделать на сцене, чтобы все поверили, ощутили, какая трагедия надвигается. А это можно сделать только при условии, что все будут вовлечены и все будут «отягрывать» малейшее движение распутинской мысли, малейший ход ее.
Репетиция длилась беспрецедентно, несказанно долго – около трех часов и все работали, не замечая несказанной усталости, настолько интересно было видение Наставника…
А через три дня пришла хорошая новость: даже до поправок театрального режиссера студийцы с литературной композицией «Живи и помни» стали лауреатами в номинации «Проза» конкурса Городская театральная гостиная «Я сибирской породы», посвященной 85-летию Иркутской области.
Мы надеемся, что впереди у данной работы – долгое шествие по различным конкурсам и фестивалям. Не будем загадывать, а будем работать. Вместе с Наставником.

Авторы статьи:
Елена Юрьевна Ткаленко,
Элина Михайловна Ефименко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.