Аннотация: в статье раскрывается система работы педагога дополнительного образования с родителями по адаптации ребенка в коллективе, социализации в обществе и раскрытии его творческого потенциала. Объединены формы работы с родителями в четыре группы: интерактивная, просветительская, информационная, гражданско- общественная.
Ключевые слова: дополнительное образование, работа с родителями, социализация, успешная личность, творческое развитие.
Семья является социальным институтом общества, ячейкой, которая учитывает интересы ребёнка и определяет его дальнейшее развитие и обучение. Первый опыт коммуникативного общения ребёнок получает в семье, этот опыт оказывает воздействие на формирование модели поведения с другими людьми. В образовательном процессе семья выступает в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей в системе дополнительного образования.
Система дополнительного образования играет огромную роль в воспитании и развитии успешной личности ребёнка. В самом слове «дополнительное» скрыт смысл уникальности данного образования. Это образование даёт ребенку возможность развивать творческие способности, социализироваться, приобрести дополнительные знания, навыки и умения, возможно даже выбрать свою будущую профессию.
Несмотря на все плюсы дополнительного образования, без тесного взаимодействия педагога и семьи, без активного участия, заинтересованности и поддержки родителей, невозможно воспитания в ребенке успешной личности. Поэтому одним из направлений деятельности Дома детского творчества является работа с родителями.
Взаимодействие с родителями, неотъемлемая часть системы работы каждого педагога, начиная с детского сада. По своему статусу педагог дополнительного образования, основной субъект воспитательной работы с родителями обучающихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия в воспитании личности ребенка, выступает в роли советчика, консультанта- специалиста по вопросам учебно-воспитательного процесса, осуществляемого учреждением дополнительного образования.
Дополнительное образование, являясь частью общего образования, имеет свои отличительные особенности. Одна из таких особенностей — отношение между обучающимися, их родителями и педагогам. Эти отношения построены на основе выбора, и большинство родителей, в основном, не обременены обязанностью и не чувствуют необходимости систематически общаться с педагогом дополнительного образования. И напрасно!
Пусть педагог дополнительного образования и не оценивает детей как в школе, но рассказать родителям о талантах их ребёнка, может. Имеет возможность предложить родителям обратить внимание на проблемы, возникающие у ребенка и совместно их откорректировать. Такое успешное решение задач в воспитании и обучении возможно только при объединении усилий семьи и педагога. [2]
В 2022 году Образцовой цирковой студии «Сюрприз» испилось 36 лет. Когда ребенок приходит на занятия в цирковую студию, он не понимает, чего от него хотят. А через несколько занятия ребенок познает, что такое кропотливый труд, сила воли, взаимоподдержка. Занятия в цирковой студии влияют на формирование характера, воспитывают волевые качества. Сплоченность коллектива помогает отработать и подготовить прекрасный номер и не малую роль в этом играют родители, их заинтересованность в развитии ребенка.
Формы работы с родителями в Образцовой цирковой студии «Сюрприз» можно объединить в четыре группы:
Первая группа. Интерактивная, она включает в себя тестирование, анкетирование и диагностику личностного развития, индивидуальные беседы и консультации. [3] Такие консультации и беседы дают возможность не только получить информацию о семье, её моральных и нравственных ценностях, но и установить доброжелательные и партнёрские отношения с родителями.
Вторая группа. Просветительская работа: дни открытых дверей, открытые занятия, родительские собрания, совместные досуговые мероприятия (праздники, экскурсии, творческие встречи, конкурсы), совместное участие в городских мероприятиях, участие в конкурсах различных уровней. Основным является проведение родительских собраний. Стараюсь проводить собрания не в виде сухих, поучающих отчётов, а в форме бесед, где родители на фоне общих дел, видят деятельность своих детей. К родительскому собранию готовимся, вместе с детьми, договариваемся о ходе их занятия. Иногда в номера включаются родители, это уже творческая мастерская, например, в номере «Скакалка», родители включались в детский номер, показывая свои навыки и возможности в работе со скакалкой. Это даёт возможность самореализации как для детей так для родителей, и как результат — радость совместного творческого труда.
Третья группа. Информационная работа: ведение публичного канала в Telegram, чат в Viber, странички в VK. Наглядная информация в виде распечаток для дневников обучающихся, тематический уголк.
Четвертая группа. Гражданско-общественная работа, включает в себя создание родительского комитета, где совместно с педагогом и администрацией Детского дома творчества решаются проблемы и вопросы касающиеся организации работы студии (пошив костюмов, ремонт и приобретение реквизита и так далее).
Приобщаясь к организации учебно – воспитательного процесса, родители, а вместе с ними и дети, получают опыт общения в образовательной среде, осваивают навыки социального поведения. Наличие общих интересов и совместной деятельности, укрепляет семью и семейные традиции, оптимально влияет на творческое развитие личности ребёнка, реализацию его интересов. В свою очередь педагог дополнительного образования, администрация Дома детского творчества поощряют родителей в виде благодарственных писем и грамот, подарков.
В нашей Образцовой цирковой студии «Сюрприз», Дома детского творчества г. Иркутска, родители заинтересованы в творческом развитии своего ребёнка. С первой встречи педагог старается заинтересовать ребёнка своим видом деятельности, влюбить его в то, чем он будет заниматься. Здесь важно всё: характер общения, индивидуальный подход, интерес к творчеству. И если все стороны приходят к единому решению, начинается обучение, таким образом ребёнок получает дополнительное образование, а родители поддерживают его деятельность. [1]
Специфика учреждений дополнительного образования детей в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, творческого развития детей при активном включении в этот процесс родителей.
При составлении плана воспитательной работы планируются совместные мероприятия: участие в различных конкурсах, пошив новых костюмов, обновление старых, изготовление реквизита к цирковым номерам. Важно знать, что для каждого родителя его ребёнок самый талантливый и самый способный, поэтому ему важно участие его ребёнка в номерах и конкурсах. Большую роль играет присутствие родителей на ответственных выступлениях. Поддерживая своего ребёнка, у них появляется возможность оценивать его по достоинству, гордиться его успехами, сопереживать неудачам.
Родители – самые благодарные зрители. Одна из важных задач, чтобы интерес и желание к обучению не пропадал, чтобы не пугались трудностей и неудач, чтобы стремились к лучшему, стремились достичь поставленной цели.
Обучение и воспитание детей — это каждодневный совместный труд образовательного учреждения и семьи.
Список литературы
- Бачева, Е.В. Хрестоматия по родительскому образованию: научно- методическое пособие / Е.В. Бачева. – Пермь, 2014
- Инновационно-творческая деятельность педагогов как ресурс развития системы образования Краснодарского края: исследования и методические материалы [текст]: научно-метод. сборник / под науч.ред. П.Б.Бондарева и В.Е.Курочкиной. – Краснодар: ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края; МКУ «Центр развития образования» МО г.-к. Геленджик; Просвещение –Юг, 2016. – 157 с.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.-сост. О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. — Волгоград: Учитель, 2010. — 123с
Автор статьи: Блужина Юлия Васильевна