В образцовой театральной студии «МАСКИ» на старте каждого учебного года проводится начальная аттестация по всем многочисленным аспектам актерской деятельности: сценическая речь, сценическое движение, актерское мастерство, дикция, вокал, хореография. По результатам такой аттестации новички — Алена, Даниил, Даша – вошли в старшую группу. Чтобы ввод в существующие спектакли прошел быстрее, с ними занимались ребята, посещающие студию довольно долго: Арина – 12 лет, Андрей, Катя и Ксения – 9 лет, София – 8 лет. Алиса занимается 3 года, но она тоже делится с новичками своими наработками.
София Полякова – обладатель великолепного, поставленного от природы, голоса, подсказывает ребятам, как правильно разучивать вокальные партии, которых очень много в мюзикле «Алиса в Стране чудес». Арина, очень пластичная и артистичная девочка, учит пластике движений и основам актерского мастерства. Андрей, Катя и Ксения раскрывают нюансы сценической речи, делятся секретами, как лучше выучить роль. Кроме того, Арина, изучив основы театрального грима, вполне успешно гримирует младших студийцев перед спектаклями «Теремок», «Кошкин дом», «Чиполлино», «Бременские музыканты», «Волшебник Изумрудного города» и др. Она учит и своих сверстников этому искусству гримирования. По крайне мере, на свои спектакли старшая группа гримируется самостоятельно под руководством Арины.
Нынешний год ознаменовался новой, большой, серьезной работой – подготовкой к городскому конкурсу чтецов «Русское слово 2022». Повесть Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни» — тяжелая, трудная проза. Особенно, если читать ее со сцены. Все ребята пробуют свои силы. Новички активно учатся у старших, ведь в их активе – прошлогодняя победа на конкурсе чтецов с литертурно-драматической композицией по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Что ж, читать так, чтобы слеза катилась из глаз зрителей…, переживать трагедию погибших васильевских героинь…, пропуская через свое сердце – такой опыт тяжел, но он есть у наших студийцев. Теперь – не менее драматический материал. Работают все вместе, учатся подать слово так, чтобы кровь, как говорится, стыла в жилах – а она и стынет, потому что героиня погибает мученической
смертью. Читают старшие, новички внемлют, учатся… Так проходят репетиции, сьемки на камеру. Затем идут обсуждения.
Водевиль-памфлет «Средство от вранья» — динамичный, яркий спектакль. Когда вся старшая группа «МАСОК» играет – невозможно отличить «старичков» от новичков, наставников от обучаемых. А сейчас также репетируется мюзикл «Алиса в Стране чудес» в обновленном составе, разучивается новый спектакль-притча «Сын бедняка и жестокий хан».
Все наставники и обучаемые – активны. В формате «ученик-ученику» многое передается с особой энергией. Наставники расширяют представления о разных видах профессиональной деятельности, помогают «увидеть изнутри», как готовится спектакль и как разучиваются роли. При этом и у обучаемых, и у наставников улучшается зрительная память, лучше развиваются интеллектуальные способности и воображение.
Безусловно, можно ожидать высоких результатов в промежуточных аттестациях.
Сегодняшние наставники – дети, абсолютно преданные театральной студии, прошедшие многие фестивали и конкурсы всяческих рангов, сыгравшие много ролей. Ребята выросли и физически и ментально. Из маленьких девочек и мальчиков они превратились во взрослых, тонко чувствующих девушек и юношей, знающих, что такое успех на сцене и какой труд этому предшествует… Тем ценнее их деятельность в роли наставников. Старшие имеют свой опыт, охотно передают его новичкам. И это – бесценно.
Так происходит «вживание» детей в театральную среду, так, пошагово, постепенно происходит их обучение, чтобы, обучившись в театральной студии, человек стал полностью обученным и для студийной сцены, и вообще для жизни, могущим противостоять миру и его невзгодам, ощущая плечо друга и наставника.
Авторы статьи:
Елена Юрьевна Ткаленко,
Элина Михайловна Ефименко