В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Действительно, постигая основы декоративно-прикладного творчества, маленький ребенок учится принимать решения, проявлять терпение. Работать индивидуально и в команде, слушать педагога, выполнять алгоритм действий, проявлять инициативу. Одним словом, постигать те самые гибкие навыки, так необходимые для их будущего становления.
Давайте разберемся в природе этих процессов. Что имел ввиду наш замечательный педагог-гуманист?
Ребенок, выполняя любую работу, применяет те или иные знания и опыт, которые он успел получить в школе, дома и даже на улице. Однако, даже пользуясь шаблоном на занятии прикладного творчества, он непременно желает внести что-то свое (необычный элемент декорирования, материал другого цвета и прочее). Постепенно, из урока в урок, он желает усложнить себе задачу. Для этого ему требуется больше мастерства, больше творчества и усилий. Таким образом, овладевая базовыми навыками, он получает возможность внести в работу эксклюзивный элемент.
Несомненно, данные способности пригодятся школьнику не только на занятиях прикладного творчества, но и в старших классах, когда он должен будет решать сложные нестандартные задачи.
Творчество от изготовления отличает один важный критерий- уникальность результата. Ребенок, не загруженный стереотипами, способен быстро постичь всё новое и научиться вносить в работу ту самую долю уникальности. Кроме того, изучение детьми народных ремесел, способствует обогащению знаний и технологического опыта ребят, характеризуется свободой реализации идей, использованием разнообразных красок, техник, материалов, стремлением к самореализации.
Целеустремленность, усидчивость, трудоемкость выполняемых задач также приводит к положительному результату в процессе воспитания школьника. Без этих составляющих самореализация не возможна.
Итак, прививая младшим школьникам любовь к декоративно- прикладному творчеству, мы получаем:
-знания детьми истории культуры и народных традиций нашей Родины;
-развитие элементов творческого мышления и гибких навыков;
-обучение самовыражению в детском коллективе;
-развитие навыков общения и работы в команде и индивидуально;
-базовым навыкам выполнения работы по алгоритму, по шаблону, с применением своего уникального элемента;
-развитие потребности в самообразовании и др.
На кончиках пальцев детских рук, как сказал Сухомлинский, находится то, что поможет им обрести уверенность, знания, опыт и, наконец, профессию!
Автор статьи: Артемьева Е.И.,
педагог дополнительного образования,
кружок «Милота своими руками»,