Данная консультация — лишь часть
Консультационного кейса для родителей и педагогов:
«Скоро в школу! Готовимся вместе»
Интеллектуальная готовность ребёнка к обучению в школе
Под интеллектуальной готовностью ребенка к обучению понимается определенный уровень развития когнитивных процессов — мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации, выделения существенных признаков, способность к умозаключениям; определенный запас представлений, в том числе образных и нравственных; уровень развития речи и познавательной активности.
Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающих:
- сформированные элементарные понятия типа: виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;
- ряд представлений общего характера: о виллах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;
- понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их месторасположение);
- представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).
Компоненты интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе достигается программой, по которой работает педагогический коллектив ДОУ.
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер, А.П. Венгер)
Однако в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности ребенка к школе акцент делается не на сумме усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровне развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы’.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению подразумевает формирование у детей элементарных умений в области учебной деятельности, а именно способность выделять и принимать учебную задачу как самостоятельную цель деятельности, представление о содержании учения, учебных действиях и операциях.
Об интеллектуальной готовности детей к обучению судят по следующим признакам:
- дифференцированность, избирательность и целостность восприятия;
- концентрация и устойчивость внимания;
- развитое аналитическое мышление, обеспечивающее возможность установления основных связей между объектами и явлениями;
- логическая память;
- умение воспроизводить образец;
- сенсомоторная координация.
Можно считать, что интерпретируемая таким образом интеллектуальная зрелость ребенка в значительной степени отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению непосредственно связана с развитием мыслительных процессов. Необходимо развитое наглядно-образное мышление, достаточный уровень развития обобщений (предпосылки словесно-логического мышления). Старшему дошкольнику приходится решать все более сложные и разнообразные задачи, которые предполагают выделение и использование различных связей и отношений между объектами и явлениями. Любознательность и познавательная активность стимулируют использование детьми процессов мышления для познания окружающей действительности, которое выходит за границы их непосредственной практической деятельности. Важно, чтобы дети имели возможность предусматривать заранее результаты своих мыслительных действий, планировать их.
Важным компонентом интеллектуальной готовности ребенка к школе является развитие речи. Речевое развитие тесно связано с интеллектом и является показателем как общего психического развития дошкольника, так и уровня его логического мышления, при этом важным является умение находить в словах отдельные звуки, т.е. развитое фонематическое восприятие. Необходимы также достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, умение построить фразу, навыки звукового анализа слова, знание букв, умение читать двусложные слова с открытыми слогами. (Маша, мама, каша и т.д.).
Внимание должно характеризоваться произвольным характером. Детям необходимо уметь произвольно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на необходимых объектах. С этой целью старшие дошкольники используют определенные способы, которые они перенимают у взрослых. Память также должна включать элементы произвольности, способность к постановке и принятию мнемической задачи. Для их реализации необходимо использовать приемы, способствующие повышению продуктивности запоминания: повторение, составление плана, установление смысловых и ассоциативных связей в запоминаемом материале и др.
Интеллектуальную готовность детей к школьному обучению составляют представления о содержании учебной деятельности и способах ее выполнения, элементарные знания и умения, определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. Поэтому подготовка дошкольников к обучению должна быть направлена на овладение средствами познавательной деятельности, развитие когнитивной сферы, познавательной деятельности и интеллектуальной активности ребенка.
Характеристика интеллектуальной готовности детей к школьному обучению
Содержание интеллектуальной готовности к обучению |
|
Запас знаний, кругозор |
|
Представления о содержании
и способах выполнения учебной деятельности |
|
Развитие когнитивных процессов |
|
Список источников:
1.Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л, Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Знание, 1994. — 192 с., — Текст : электронный // Образовательная платформа МГППУ Электронная библиотека [сайт]. — URL: http://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl-1994.htm#hid3] (дата обращения: 20.09.2021).
2.Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 3. Мышление и его развитие в детском возрасте. — СПБ., 2009. – 144с.
3.Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 425 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07209-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469295 (дата обращения: 20.09.2021).
4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа // Психологическая наука и образование. — 2008. — №2. – С.12-16
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » // ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ GARANT.RU [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 20.09.2021, Интернет-версия).
6.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” // ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОРТАЛ GARANT.RU [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 20.09.2021, Интернет-версия).