Совет психолога
Многие родители и воспитатели жалуются, что малыши часто кусают и сверстников, и взрослых. Прежде чем наказывать ребенка (что чаще всего и происходит), необходимо выяснить причину подобного поведения.
Бывает, что малыш таким образом поступает, пытаясь исследовать окружающий его мир. В этом случае взрослый, конечно же , должен твердо сказать “нет”, “нельзя”, объяснить, почему нельзя, и предоставить ребенку приемлемый способ реализации его потребности. Можно дать ребенку резиновое кольцо для кусания, кусочек хлеба , печенье или показать ему какой-нибудь интересный предмет, который заинтересует малыша.
Иногда кусание может стать выражением чувства беспомощности перед действительностью, следствием испытанного дискомфорта, с которым ребенок не умеет справляться сам. Например, если ребенок привык играть дома в одиночестве, но вынужден целый день находиться в окружении многих людей, он может выразить свое несогласие, протест в виде агрессии, укусов. Тогда укус станет формой самозащиты ребенка. В этом случае взрослый, заметив усталость и раздражительность ребенка, должен показать ему, где он может поиграть один, побыть в уединении. Или же, если ребенок не успокаивается, полон агрессии, лучше дать ему возможность выпустить “пар”: сбить кегли, бросить мяч, постучать резиновым молотком и т.д. Или просто взять его на руки, почитать книгу.
Но все перечисленное лучше сделать лишь после того, как взрослый уделил внимание “жертве”: успокоил, поговорил, погладил, пожалел. Очень хорошо, если к этой процедуре будет приобщен и маленький “агрессор”. Пусть он тоже погладит, пожалеет малыша, которого он укусил.
Бывает, что ребенок кусается, так как просто не знает, как еще привлечь внимание взрослого, чем заняться, куда направить свою энергию. Тогда взрослый тоже должен уделить внимание прежде всего “жертве”, а потом научить ребенка способам развлечь себя самому.
Кое-кто из взрослых полагает, что если не замечать, что ребенок укусил кого-либо из детей, и не заострять на этом внимание, он забудет о такой неблаговидной форме взаимодействия и не будет больше так делать. Но практика показывает, что ребенок, проведя “разведку” и поняв, что такое поведение является нормой (так как не последовало никакой реакции значимого для него взрослого человека).
Некоторые родители полагают, что если они строго накажут ребенка за проступок, он запомнит это и научится действовать менее агрессивно. В качестве наказания они шлепают ребенка, кричат на него, а иногда предлагают тому, кого укусили, ответить обидчику тем же. Так , если в детском саду кто-то из детей укусил их ребенка, они учат сына или дочь: “И ты укуси его тоже!” Подобная реакция порождает целый клубок агрессии, и иногда таким способом общения и выяснения отношений “заражаются” и другие дети в группе. Если в ответ на проявленную агрессию мы будем не учить ребенка сопереживать тому, кого он укусил, а станем заставлять его просить у “жертвы” или у нас прощения, он либо очень скоро поймет, что можно действовать безнаказанно подобным способом, или, если Ваше требование унизительно и невыполнимо для ребенка, он “замкнется” и в качестве протеста ни за что не будет просить прощения. А может, если Вы все же вынудите его попросить прощение, он назло станет вести себя так же. Старайтесь не стыдить малыша за то, что он укусил ребенка, а объяснить ситуацию. Иначе он может сделать из Вашего монолога только один вывод: “Я плохой, и никто меня не любит.” Тогда ждите новых вспышек агрессии.
ИТАК:
ЕСЛИ РЕБЕНОК КУСАЕТ ДЕТЕЙ:
1.Выясните причину подобного поведения
2.Если ребенок исследует окружающее, твердо скажите ему “нельзя!”
3.Если ребенок выразил таким образом протест, прежде всего уделите внимание “жертве”
4.Попросите ребенка пожалеть обиженного им малыша.
5.Обязательно отреагируйте на укус, не оставляйте его без внимания
6.Объясните ребенку, почему нельзя кусаться
7.Не кричите ребенка, не шлепайте его.
8.Не заставляйте его просить прощение.
Не стыдите ребенка.
Уделите ребенку внимание. Он нуждается в этом.