Совет психолога
Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающими. Причем, в этот возрастной период необходимо последовательно вводить определенные границы дозволенного и неукоснительно контролировать их выполнение.
Однако, общаясь с ребенком раннего возраста, необходимо учитывать его возможности . Д Лешли (1991) утверждает, что ребенок двух лет не способен делиться своими игрушками искренне.
Е.О. Смирнова (1996) считает, что дети этого возраста собственники по своей природе. Если кто-то покушается на его игрушку, ребенок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личностное пространство.
Можно, конечно, придумать некоторые “уловки”, которые помогут урегулировать вспыхнувший конфликт на детской площадке. Например, попросите ребенка отдать игрушку — причину раздора — Вам в руки, и тогда Вы сами дадите ее поиграть другому малышу (но этот способ предполагает взаимодействие ребенка со взрослым. А не общение двух детей) . Конечно же, взрослые не должны обвинять ребенка в жадности, так как это приведет только к формированию чувства вины. Главное — научить ребенка способам выхода из сложной ситуации, научить выслушивать просьбы другого, выражать свои собственные чувства и желания словами, а не криком и кулаками.
Примерно к трем годам ребенок уже может научиться делиться своими игрушками с детьми. Однако нужно помнить, что этот навык взаимодействия не появится сам по себе, без предварительных разъяснений взрослого, что такое “свои” и “чужие” вещи.
В качестве профилактики появления такого поведения, когда ребенок не хочет давать свои игрушки другим детям, можно обращать внимание ребенка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать . Можно спросить, хотелось ли когда-то Вашему ребенку чужую игрушку.
Если же конфликт уже разгорелся, если из-за игрушки разгорелся конфликт, взрослый должен отреагировать тут же. Можно предложить детям поменяться игрушками. Можно организовать совместную игру. Предложите детям “озвучит” проблему, то есть сказать словами, чего они хотят и чего не хотят. Отвлеките малышей, если это необходимо, например, выньте из сумки какой-то яркий предмет, книжку и т. д.. Или просто начните говорить необычно тихим или “необыкновенным” голосом. Используйте шутку.
Старайтесь не стыдить того ребенка, который не хочет поделиться своей игрушкой. Примерно с двух лет у ребенка формируется чувство собственности. Он вправе не понимать, почему он должен отдать, например, машинку, в которую ему самому хочется поиграть.
Если же Вы знаете о том, что Ваш малыш не склонен делиться игрушками, старайтесь не брать с собой на детскую площадку яркие, привлекательные для всех малышей машинки, куклы. Не провоцируйте конфликт. Подождите, пока Ваш ребенок сможет понять Вас и научится взаимодействовать с другими детьми.
ИТАК:
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ:
1.Объясните ребенку, почему он должен это делать
2.Научите его выражать свои ожидания, протесты словами, а не криками.
3.Отвлеките детей.
4.Организуйте совместную игру .
5.Используйте шутку.
6.не стыдите ребенка.
7.Не провоцируйте конфликт, не берите с собой на прогулку необычные игрушки.