Речевая игра «Узнай ягоду по описанию».
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Расширять знания детей о ягодах.
Игра.
По тропинке ёжик шёл,
Ёжик ягодку нашёл.
Витаминов много в ней.
Ну-ка съешь её скорей!
— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете? (Ответы детей).
Игровое правило:
- описание ягоды запоминайте, о чём рассказали, угадайте.
Лексический материал.
- Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные … (виноград).
- Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая … (голубика).
- Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная, душистая… (виктория).
- Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая … (клюква).
- Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая … (крыжовник).
- Ягода лесная, травянистая, красная, сочная, сладкая, ароматная … (клубника, земляника).
- Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные или красные, кисло-сладкие … (смородина).
- Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая … (малина).
- Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая … (ежевика).
— Чудесно! Молодцы, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.
Речевая игра «Раз, два, три – за мной повтори».
Задачи. Обогащать речь детей глаголами. Поддерживать интерес к грибам.
Игра.
— Дети, в игру играем за мной слова повторяем. Я скажу: «Я в лесу гуляю», вы ответите: «Мы гуляем».
Игровые правила:
- раз, два, три – за мной повторяем, слова изменяем;
- хором отвечаем.
Лексический материал.
- Я в лесу гуляю — … (мы гуляем).
- Грибы собираю — … (мы собираем).
- Под деревьями ищу — … (мы ищем).
- Грибы ножом срезаю — … (мы срезаем).
- В лукошко кладу — … (мы кладём).
- Лукошко домой несу — … (мы несём).
- Дома грибу чищу — … (мы чистим).
- Хорошо мою — … (мы моем).
- Грибы на печке сушу — … (мы сушим).
- В кастрюле варю — … (мы варим).
- Грибы на сковородке жарю — … (мы жарим).
- В морозилке замораживаю — … (мы замораживаем).
- Грибы в банки мариную — … (мы маринуем).
- В бочки грибы солю — … (мы солим).
- Зимой гостей угощаю — … (мы угощаем).
Речевая ситуация «Наоборот о ягодах».
Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к ягодам.
Разговор.
— Дети, я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.
Дети отвечают хором.
Лексический материал.
- Клубника сладкая – клюква … кислая.
- Арбуз тяжёлый – крыжовник … лёгкий.
- Виктория крупная – земляника … мелкая.
- Крыжовник твёрдый – малина … мягкая.
- Бургеры вредные для здоровья – ягоды… полезные.
Речевая игра «Десять грибов».
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с количественными числительными. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Развивать навык количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу.
В лесу
Сто грибов в лесу найдём,
Обойдём полянку.
В кузовок мы не возьмём
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Ёлки и осинки
И хорошие грибы
Соберём в корзинки.
Н. Гладков
Игровые правила:
- число со словом называй, флажок товарищу передай;
- счёт продолжай, следующее число называй;
- когда «десять грибов» посчитаем, наклон, грибы собираем.