С 13 по 17 июля прошла неделя «Юные экологи». С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает, с поля, леса, луга. Для этого показываем ему обаяние родной природы, необъятность равнин и лугов, ширь полей, задумчивую прелесть лесов, красавицу березку.
Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Тогда они не станут ломать деревья, ветки, не будут топтать траву и цветы, мучить и убивать живое, разорять гнезда. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Долг взрослого – научить детей видеть это прекрасное, замечать его. Ведь способность видеть и слышать окружающую природу не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
В детском саду ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире природы, получает элементарные представления о ней, ему доступно рассказывают о простейших связях между явлениями природы. Все это происходит в процессе наблюдений и увлекательных наблюдений. Летом много цветов, почти в каждой семье имеются огороды, клумбы с лекарственными растениями вокруг которых кружит разнообразное множество насекомых, поэтому у детей богатые возможности наблюдать окружающее.В лесу, на даче, во время прогулки рядом с домом и даже на балконе можно привести наблюдения за природой и эти наблюдения можно оживить пословицами, поговорками, загадками, сказками о природе – всем, что народ создавал веками. И тогда эти впечатления еще глубже западут в память ребенка.
А еще, конечно, экологические игры. Это и различие деревьев по форме листьев, и подвижные «Раз..два..три! Беги!», где нужно найти дерево, которое называет ведущий, игры-пантомимы: дети с помощью мимики и пантомимики изображают жизнь солнечного луга, можно придумать «Экологические сказки» и многое другое, что поможет быть ближе к природе.
Детей можно познакомить с полотнами таких художников как Шишкин, Левитан, Васильев, Куинджи, где дети видят красоту родной природы. Затем детей знакомят с рассказами певцов родной природы Н. Сладкова « В лесу и на реке», «Птица Чечевица», Г. Скребицкого «Лесной уголок», Е. Чарушина «В лесу», Е. Суворовой «Птичьи заботы», Н. Розанова «Муравей Красная Точка», В. Бианки «Лесные домишки».
Чтоб лес открыть, нужна не прыть,
Нужны глаза и уши. Мои ключи: смотри, молчи
И примечай. И слушай
«Ключи от леса» И.Свобода