Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Правила дорожного движения Российской Федерации
Паспорт дорожной безопасности образовательной организации (2023)
Отчет «Единый день безопасности юных пешеходов»
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Сайты, рекомендованные Государственной инспекцией безопасности дорожного движения:
Дорожное движение — это сложный процесс, который зависит от большого количества факторов и каждого участника движения: и водителя, и пешехода.
Чтобы пешеходу оставаться в безопасности нужно оставаться внимательным вблизи проезжей части дороги и при её переходе.
Расскажите об этом детям, чтобы они знали, как всегда оставаться в безопасности! А напомнить им о правилах перехода проезжей части поможет наш материал:
Велопрогулки — это хороший способ полезно занять ребёнка. Но важно позаботиться и о безопасности.
Напомните ребёнку:
велосипеду не место на проезжей части;
нужно думать о прохожих и управлять своим средством передвижения аккуратно;
в весенний период, помимо прочих опасностей, на дорогах всё ещё остаётся лёд и скользкие места под лужами, поэтому нужно быть внимательным при управлении и позаботиться о средствах защиты.
Правила дорожного движения для велосипедистов и регулирующие движение дорожные знаки.
Скачивайте в pdf-формате
Самокаты, скейтборды, ролики… Как правильно передвигаться с использованием средств индивидуальной мобильности?
Напоминаем, что передвигаясь с использованием средств индивидуальной мобильности, вы являетесь пешеходом.
Во время движения откажитесь от использования мобильного телефона, наушников и других гаджетов.
Воздержитесь от передвижения на СИМ при недостаточной освещённости, в узких пространствах, при больших скоплениях людей, а также в местах, где много помех и препятствий.
В памятке мы собрали для вас 4 основных правила.
Следуйте им сами и расскажите о них своим детям
Как закрепить знания по безопасности дорожного движения?
Рекомендуем повторить с ребенком:
5 важных правил пешехода;
как передвигаться пешеходу и правильно переходить проезжую часть дороги;
правила передвижения на общественном транспорте.
Что еще должны знать ваши дети о дорожном движении? Собрали для вас важные моменты, о которых необходимо напомнить детям и обсудить правила безопасного движения
Дорожная ловушка: что это и как в нее не попасть?
Социальные ролики по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Туфельки. Документальный фильм.
О соблюдении Правил дорожного движения.
Изучаем правила дорожного движения с любимыми героями
Уроки тетушки Совы «Азбука дорожной безопасности» (все серии)
По дороге со Смешариками. Уроки ПДД для детей (все серии)
Консультации для родителей
Правила перевозки детей в автомобиле
Вы, ребенок, транспорт и дорога
Решите с детьми. Дорожная математика
Консультация для родителей «Причины нарушения детьми ПДД»
Консультация для родителей «Дорожные уроки»
Материалы для дополнительного изучения ПДД
О дороге
В процессе изучения ПДД крайне важно заинтересовать ребенка. Приведенные ниже материалы можно широко использовать как в процессе обучения, так и при проведении викторин, брей-рингов, олимпиад по правилам дорожного движения.
«Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а так же трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». (ПДД).
«Дороги – общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. (БСЭ).
* Самые древние дороги археологи «откопали» в буквальном смысле этого слова в Египте. Они были возведены для доставки каменных блоков при строительстве пирамид в некрополь фараоновж.
* Основная дорожная сеть начинает складываться около 5 тысячелетия до н.э. К 1 тысячелетию до н.э. эта сеть стабилизируется в виде Великого шелкового пути в Евразии и дорог ацтеков на Американском континенте.
* В конце IV в. до н.э. в Римской империи начато строительство военных дорог. Построена знаменитая Аппиева дорога, которая соединила Рим с Капуей.
После всех измерительных работ, поверхность дороги очищалась от растительности и камней, выравнивалась. После с обеих сторон прокладывались сточные канавки. В основании дороги делалась подушка из нескольких слоев песка, камней, гравия, смешанного с цементом или глиной.
* В XIII веке дорожное строительство возобновилось в Западной Европе. Дороги начали мостить щебнем и камнями.
* В XIV—XVI веках в Италии впервые создается сеть дорог для проезда двух карет.
* Началом систематического строительства дорог в России следует считать Указ Петра I , изданный в 1722 г. о строительстве дорог. А первое строительство дороги между Петербургом и Москвой начато еще в 1717 г. Она стоилась 17 лет.
* Первая в мире автострада была построена в Италии. Она соединила Милан с Варезе.
* «Дорога жизни» — военно-стратегическая транспортная магистраль, связывающая с сентября 1941 г. по март 1943 г. блокированный немецко — фашисткими войсками Ленинград с тыловыми районами страны. Она проходила по Ладожскому озеру и имела: большую трассу (по воде-125 км) и малую трассу (по льду зимой – 35 км.).
* Общая протяженность автомобильных дорог на планете Земля составляет 15 млн. км, в т.ч. 1 млн. км приходится на Россию.
* Для постройки памятника Петру I необходимо было перевести гранитную плиту весом несколько тысяч тонн от деревни Лахба (недалеко от Петербурга) до места установки, но не было такой дороги. Выручила народная смекалка: местный кузнец предложил соорудить к месту залегания прочный желоб, в него вложить медные шары, а на них поставить сани из металла. По шарам глыба была благополучно доставлена к заливу, где ее погрузили на специальное судно.
* «Коломенская верста» — название чего-то большого. Выражение пошло вот по какому случаю: царь Алексей Михайлович (отец Петра I) любил отдыхать в селе Коломенском – летней резиденции русских царей и приказал поставить от Москвы до этого села верстовые столбы. Чтобы их не заносило снегом, и они указывали дорогу зимой, их сделали очень высокими.
* В некоторых странах принято левостороннее движение. Обычай пришел из Англии. Англия – морская держава. В далекие старые времена, когда в устье Темзы, где расположена столица страны — Лондон, прибывало много судов. Они часто сталкивались и тонули. Чтобы отрегулировать движение по Темзе, был издан закон, по которому суда при встрече должны были держаться левой стороны. Этот закон впоследствии лег в основу ПДД в Англии и ее колониях.
* Страны с левосторонним движением: Великобритания, Кипр, Бирма, Индия, Индонезия, Непал, Шри-Ланка, Пакистан, Малайзия, Тайланд, Ямайка, Тринидат, Эфиопия, Гана, Нигерия, Уганда, Сомали, Судан, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия..
В Швеции до 1967 г. существовало левостороннее движение. 14.09.67 г. шведы перешли на правостороннее движение, что обошлось государству в 600 млн. крон. За эти деньги можно было бы построить 450 пятиэтажных 90-квартирных домов или купить 40 тыс. автомобилей или 38 млн кг шоколадных конфет. Дороже всего обошлась переделка автобусов: нужно было заделать двери с левой стороны и сделать новые с правой. На правой стороне улиц были оборудованы новые остановки. Только в столице пришлось перенести более 20000 знаков. Необходимо было по-новому произвести разметку улиц. Все это было сделано с часу ночи до 6 часов утра.
Про транспорт
«Транспорт» — отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, той или иной вид перевозочных средств». (С.И. Ожегов).
* Первые колеса и грубые деревянные повозки найдены в Древнем Египте и Вавилоне.
* Первый эскиз велосипеда сделал гениальный итальянский художник, инженер-механик Леонардо да Винчи почти 500 лет назад. Этот велосипед имел два одинаковых колеса, руль, седло и педали.
* В 1600 г. в Голландии математик Симон Стивен впервые впряг в телегу ветер. На тележку из четырех колес он поставил мачту с парусами и поехал со скоростью около 30 км/ч.
* В XVII в. в Париже появились наемные повозки для перевозки пассажиров и грузов. Их окрестили «фиакрами» — по имени парижской гостиницы «Святой Фиакр», владелец которой организовал это предприятие.
Конные экипажи с платными местами для пассажиров по иному еще называли омнибусами. В Вятке первый омнибус появился в 1909 г. Предпринимательница Анелия Августовна Пекарская организовала движение от ж/д вокзала до гостиницы Миронова. Вскоре городская дума утвердила правила поведения на них. Движение начиналось с 7.00 утра и заканчивалось в 19.00. В них запрещалось курение, не пускались больные и пьяные. Первый автобус появляется в Вятке уже в 20-е годы XX века.
* В 1769 г. капитан артиллерии французской армии Никола Жозеф Кюньо впервые выехал на тележке без конной упряжки — с помощью паровой машины. Впервые в истории он управлял автомобилем. Так он назвал самодвижущуюся тележку. Экипаж Кюньо закончил свою поездку печально. Он взорвался с грохотом на весь Париж. Неудачливые изобретатели были арестованы, но вскоре их отпустили.
* в 1791 г. русский самоучка Иван Петрович Кулибин построил по заказу императорского двора «экипаж для праздных людей», — самокатку, в которой впервые были заложены основные части трансмиссии современного автомобиля. Это касалось рулевого управления, подшипников скольжения, свободного хода. Самокатка Кулибина демонстрируется в Политехническом музее рядом с автомобилями XX века.
* В 1791 г. в Парижском саду Пале рояль граф де Саврак демонстрировал изобретенную им игрушку для взрослых, которую назвал «целорифер», от французского слова – «скорость». Устройство новинки было просто до предела: горизонтальный деревянный брус длиной около метра, от которого спереди сзади отходили вниз по две вертикальные стойки, к нижней части стоек крепились оси колес. Никакой попытки сделать колесо поворотным не было, зато спереди аппарат украшала конская голова, сзади – хвост. Седло так же было заимствовано от лошади Приводить в движение целорифер следовало , отталкиваясь кончиками ног от земли. В течение XIX в. конструкция велосипеда совершенствовалась.
* В 80-е годы XIX в. на велосипедах переднее колесо изготавливалось значительно больше, чем заднее. Его диаметр составлял 1,6 м. Такие велосипеды получили название «Паук». Весили они до 35 кг, развивали скорость 12-20 км/ч.
* В 1861 г. француз Пьер Мишо установил педали на переднем колесе и те самым обеспечил велосипеду второе рождение. Мишо был так же первым, кому удалось начать массовое производство велосипедов. Начиная с этого времени велосипед превращается из экзотической игрушки в повседневное средство транспорта.
* В 1885 г. на дорогах появились велосипеды, получившие название «бициклы». Этот велосипед имел два одинаковых колеса, длинную раму и цепную передачу на ось заднего колеса. «Ровер сейфи» — безопасный, так назвали этот велосипед.
— Самый маленький велосипед для своих выступлений в цирке использовал швейцарец-клоун Райн Фршкнехт: высота велосипеда равнялась 9 см., а ширина 14 см.
— Первый чемпионат мира для велосипедистов –любителей состоялся в 1893 г. в Чикаго.
— В 1896 г. трое англичан совершили кругосветное путешествие на велосипедах .
— В настоящее время перечень изобретений велосипеда превышает 20000.
— Большими любителями велосипеда были: писатели Эмиль Золя, Виктор Гюго, Лев Толстой, композитор Джузеппе Верди, ученый Иван Павлов.
Из газеты «Вятская речь», от 21 июня 1912 г.: «В селе Кумены наводят ужас неопытные велосипедисты. Их излюбленное место для развлечений – крутой спуск с Куменской горы по Казанскому тракту. Сын крупного торговца Юферева разогнался с горы и испугал лошадь, на которой ехала жена местного псаломщика с крестьянкой. Обе наездницы упали, разбиты 400 яиц, пропали около пуда муки и 18 фунтов масла. Потерпевшая обратилась к господину Юфереву с просьбой возместить убытки, но тот отказался: почему-де, сами не отворотили».
* Первый бензиновый автомобиль появился в 1886 г. когда К.Бенц построил «Бензиновый дорожный экипаж», и получил на него патент. В этом же году Готлиб Даймлер с Вильгельмом Майбахом запатентовали свою коляску с мотором.
— Испытателями первого автомобиля К.Бенца стала его жена. Вместе с двумя сыновьями совершили они эту курьезную поездку: оглушительно ревел мотор, от дыма першило в горле, блестящие кареты, запряженные лошадьми, проносились мимо, оставляя далеко позади автомобиль и его вымазанных пассажиров. Автомобиль двигался со скоростью 5-7 км/ч. А потом начались приключения: трубопровод почистили шляпной булавкой, изоляцию проводки, свечи зажигания изолировали резиновой подвязкой. Перестал работать тормоз — выручил сапожник, который прибил новые накладки к тормозным колодкам.
— Первые испытания с бензиновым двигателем Г.Даймлеру пришлось проводить по ночам, на загородных дорогах, т.к. считалось, что он связан с нечистой силой.
— Автомобиль нельзя считать изобретением одного автора. Более 400 человек боролись за право считаться его изобретателем.
— Давным-давно на острове Фарос, недалеко от Александрии, стоял высокий маяк. Свет его, отраженный металлическими зеркалами, спасал многих моряков в непогоду. Слава о нем разошлась по всему миру. Время разрушило это замечательное сооружение. Во время землятресения около 600 лет назад он рухнул, но память осталась. В память все маяки и светильники начали именоваться «фарос». В честь этого получили свое название автомобильные светильники – «фары».
— Отношение к автомобилю в России претерпело большую эволюцию. После того, как мир облетело известие о рождении на заводе Даймлера автомобиля, некоторые Российские газеты с возмущением писали: «Нужен ли нам в России автомобиль? Разве можно сравнить с ней, вонючей машиной, нашу тройку, с которой связано столько поэзии и истории? Нет, никогда русский человек не променяет лошадей на машину».
* Честь создания классической конструкции автомобиля с двигателем впереди и ведущими здними колесами приадлежит французам Рене Панару и Эмилю Лавассо, и в 1891 г. появляется знаменитый Панар-Лавассор-4CV.
* В 1892 г. строит свой первый автомобиль американец Форд, в 1895 г. – англичанин Ланчестер.
* В 1908 г. Форд создал первый массовый автомобиль марки «Форд-Т». Это был идеальный автомобиль для массового покупателя тех лет. Машина не требовала регулировок, ее электропроводка не боялась сырости и загрязнений. Но два существенных недостака были: свет фар зависел от частоты работы двигателя (при медленной езде свет еле горел); на крутом подъеме нужно было въезжать задним ходом, т.к. бензобак был под передним сиденьем, а горючее в карбюратор подавалось самотеком. На многих автомобилях колеса были деревянными, поэтому рекомендовалось в сухую погоду поливать их водой.
Из газеты «Вятская жизнь» от 18.02.1906г.: «Третьего дня, известный в Вятке любитель разных диковинок Кузьма Лаптев показал вятчанам свой автомобиль. Конечно, ни у одного благоразумного человека не могло бы явиться желание кататься по несовершенным улицам на совершенной колымаге. Но для иных господ – законы не писаны. Нужно заметить, что его колымага во время хода чрезвычайно шумит и трещит, отчего встречные лошади бесятся, и кидаются в сторону, опрокидывают сани и калечат ездоков. Об этом было заявлено полиции, но она не осмелилась задержать такую особу, как Кузьма Лаптев».
Из Вятских воспоминаний Б.Г. Сергиева: «Одним из гуляющих купеческих сынков был Кузьма Лаптев. Он…приобрел автомобиль фирмы «Фиат» и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видевших ранее автомобиля… Семейная публика перестала посещать. Загородный сад (территория сегодняшнего завода «им. 1 Мая»)».
* 1909 г. – Начался выпуск серийных отечественных автомашин «Руссо-Балт» начался на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге.
* Первый советский легковой автомобиль АМО-Ф-15 был выпущен в 1924 г.
Основные автомобильные фирмы мира:
— США – «Дженерал моторс» (1916 г.), «Форд Моторс» (1902 г.), « Крайслер» (1925 г.)
— Германия – «Фольксваген» (1930 г.), «Оппель», «Бенц» (1926).
— Япония — «Тойота моторс» (1937 г.); «Ниссан Моторс» (1933 г.), «Мицубиси».
— Франция – «Рено» (1895 г.), «Ситроен» (1924 г.); «Пежо оттомобиль» (1896).
— Италия – «Фиат» (1899г.), «Альфа Ромео».
— Швеция – «Вольво» (1926 г.).
— Россия – « ГАЗ » (1932 г.); ПАЗ (1959); 1960 – появление «Запорожца»; «ВАЗ» (1960-1970г.)
* Прототипом трамвая можно считать предложенные в 1876 г. русским изобретателем Ф.А. Пироцким «рельсовый экипаж с электродвигателем». Такой экипаж в 1880 г. был построен и испытан. Перый трамвай за рубежом был пущен в Германии в 1881 г. Он обслуживал 20 пассажиров и развивал скорость до 30 км/ч. в России трамвай впервые появился в Киеве в 1882 г.
* Работы по созданию троллейбуса были начаты в Германии в начале 80-х годов XIX в. В СССР первые троллейбусы появились в Москве в 1934 г.
По улицам г. Кирова первый троллейбус проехался 7 ноября 1943 г. Троллейбусная линия длиной 4, 2 км начиналась на Комсомольской площади, шла по ул. К.Маркса, поворачивала на Московскую и заканчивалась у Центральной гостиницы.
Про ПДД
«Пешеходов нужно любить. Они составляют большую часть человечества. Мало того, лучшую его часть. Это они построили города, возвели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампочками и изобрели автомобиль. Но автомобилисты их забыли и стали давить».
(Ильф и Петров).
* Необходимость обеспечения порядка в дорожном движении возникла с появлением первых дорог и транспорта.
— «Что же нам делать, Горго, дорогая? Смотри, перед нами
Конницы царской отряд. Любезный, меня ты раздавишь!
Рыжий-то конь – на дыбы! Погляди, что за дикий! Эвная!
Словно дворняжка смела! Не бежишь? Он же конюха топчет.
Как же я рада, что дома спокойно малютка остался».
(Др. греческий поэт Феокрит «Сиракузянки»).
* 3 января 1683 г. Петр I издал указ: «Великими государем ведома, учинились, что многие учали ездить в санях на возках с бичами, боьшими и, едучи по улицам небрежно, людей побивают, то впредь с сего времени в санях на возках не ездить».
* 9 марта 1730 г. императрица Анна Иоановна подписала указ, по которому лихачей надлежало задерживать, кучеров в наказание сечь розгами, а с помещиков взимать штраф.
* к. XVIII в. в крупных городах России стали разделять транспортные и пешеходные потоки.
* 1 п. XIX в. в Петербурге и Москве уже действовали подробно разработанные ПДД. Они включали в себя много положений современных праил: правостороннее движение, ограничение скорости и рядности, определение мест стоянок экипажей, требования технической их исправности, наличие номерных знаков, пешеходные переходы
* Когда появился автомобиль, он не так просто вписался в систему привычных транспортных средств, о чем свидетельствуют первые связанные с ним законы:
— В Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера.
— В Германии при встрече с лошадью надо было не только остановится, но и заглушить двигатель, что бы не пугать несчастных животных.
— Во многих городах перед автомобилем должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать об опасности.
— В Англии предельная скорость по дорогам устанавливалась в 6 км/ч, а в городе – 3 км/ч. Женщины к управлению транспортом не допускались.
— Баварские медики заявляли, что быстрая езда на автомобиле должна вызвать заболевание мозга, своего рода буйное помешательство.
* 1868 г. – Начало регулирования дорожного движения. Появление в Лондоне первого железнодорожного семафора с цветным диском.
— Обслуживал его слуга в красной ливрее. Он поднимал и опускал стрелу семафора. Скрежет цепи подъемного механизма был настолько пронзительным, что лошади вставали на дыбы, и кучерам с трудом удавалось их успокоить. Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на пол века.
— Новое рождение светофора состоялось в 1914 г. в американском Кливленде, а чуть позднее в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были на сей раз электрическими. Желтый цвет в светофоре появляется в 1918 г. В России первый светофор был установлен в 1924 г. в Москве.
— Впервые ЭВМ для управления работой светофора была использована в 1959 г. в г. Торонто (Канада) в качестве эксперемента, а уже в 1963 г. была сдана в эксплуаьтацию ЭВМ, которая обслуживала 1000 перекрестков. После ее ввода, убытки, связанные с задержками на перекрестках и низкой скоростью движения, сократились на 20 мл долларов в год.
* 1899 г. – Появление первого регулировщика дорожного движения. Мэрия Парижа решила, что движение в городе стало слишком напряженным.
*1909 г. – На международной конференции впервые были приняты 4 предупреждающих дорожных знака: «Извилистая дорога», «Пересечение с железной дорогой», «Неровная дорога», «Пересечение дорог». Они были черного цвета с белыми символами, устанавливались за 250 м. до опасного места, под прямым углом к направлению движения.
-До войны в разных странах действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, в которой применялись в знаках символы, и американская, в которой использовались надписи. В 1968 г. на Венской конвенции удалось унифицировать систему дорожной сигнализации. Все страны, ее подписавшие, должны были перейти на систему знаков с символами. Увеличено количество знаков до 98.
— На Кипре во время уборки урожая устанавливается знак в виде треугольника с кистью винограда.
— В Дании, чтобы предостеречь водителей от участившихся краж на автостоянках, можно увидеть знак треугольной формы с силуэтом воришки с мешком на плече и отмычкой в руке.
* 1911 г. – Появление на дорогах США дорожной разметки. В Советском Союзе разметка появляется в 1933 г. Использовались для разметки три цвета: белый, желтый, черный.
* 10 июня 1920 г. Утверждены первые ПДД Советской России: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям».
* 1961 г. – Вступили в силу первые единые для всего Советского Союза ПДД.
* 1971 г. – В СССР введены дорожные знаки, соответствующие международным требованиям.
* 1 июня 1994 г.- Вступили в силу действующие в настоящее время ПДД.