Закрепление знаний, полученных на занятиях по формированию математических способностей, продолжается и в процессе самостоятельной деятельности детей в ДОУ. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие. Способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически.
Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании элементарных математических представлений у дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду.
Предлагаем несколько игр, которые помогут детям научиться ориентироваться в мире цифр, доступны для ребенка начиная с младшего дошкольного возраста, и не требуют длительной подготовки или изготовления сложного дидактического материала, так как могут проводиться по дороге в детский сад или домой вечером.
Счет в дороге
Для того, что бы время, проведенное в пути прошло с пользой, и ребенок не устал быстро в транспорте, с ним можно посчитать: проезжающие трамваи, количество пассажиров, детей, магазины или аптеки. Или найти предметы, похожие на геометрические фигуры.
Счёт цепочкой (поочерёдно)
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый — «три» и т.д. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
Сколько вокруг…?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «А давай сосчитаем, сколько воробушков прилетело к кормушке», «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д. Таким же образом, можно закреплять ориентировку в пространстве, задавая вопросы: «Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня)» и др. и формировать представления о последовательности дней недели: «Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету? Сегодня пятница. Какой день будет завтра? Четверг – какой день по счету? и т.д.
Кто знает, пусть дальше считает
Взрослый называет на пример число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).
Назови числа до 6 (1,2,3,4,5)
Назови числа после 3 (4, 5,6,7 и т. д.)
Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
Расширять представления о временах года, частях суток, их последовательности можно с помощью загадывания загадок.
Воспитатель Зырянова Т. Н.