Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. А. Л. Барто смотрит на детей, как на активных участников жизни.
С. Михалков писал: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек – стихи А.Л. Барто». И правда, поколения за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи:
«Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу…».
17 (4) февраля 1906 года родилась удивительная женщина, которая посвятила жизнь детям. Писательница Агния Львовна Барто, наверное, одна из самых знаменитых и любимых людьми детских поэтов. Еѐ произведения известны и маленьким и взрослым читателям. Забавные и интересные, детские стихи Агнии Барто понятны каждому малышу. Талант знаменитой поэтессы – разговор с дошкольниками; жизнь – творчество для детей и воспитание ребят.
Агния Барто создавала стихи в виде рассказов об обычных мальчишках и девчонках, с которыми ребёнок общается в детском садике или в младшей школе. Сказки Агнии Барто – это классика для малышей, которая заставляет задуматься, как правильно себя вести и какой личностью расти; как беречь природу и близких людей.
На стихах талантливой поэтессы выросло не одно поколение детей. Еѐ произведения не просто развлекают, смешат – они учат ребят правилам вежливости, дисциплине, уважению к труду.
Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребѐнка ещё и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать горестным вздохам и страху, пожалеть его.
Основная заслуга А.Л.Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна.
Детская литература – не монолог, который ребенок обязан вежливо слушать. Она так же и не диалог между ребенком и присевшим на корточки, вровень с малышом взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У А.Л.Барто такой диалог получался всегда, потому что она превосходно знала того, к кому обращалась и уважала собеседника, как бы мал он ни был.
Каждая игрушка в изображении А.Л.Барто приобретает индивидуальность.
Каждая игрушка в изображении А. Л. Барто приобретает индивидуальность.
Игрушка – часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребёнку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что:
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок» .
Но это благородная слеза. Стихи помогают пережить пренебрежительное отношение к игрушке, как предательство друга. Равнодушной «хозяйке» тряпичного зайца противопоставляется другой маленький персонаж, который и после того, как мишка лишился лапы, продолжает играть с ним, «потому что он хороший». Так детскую привязанность к старой игрушке поэт переплавил в прекрасное свойство души – верность друзьям и близким, вера в благодарность и любовь.
А. Л. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что еѐ стихи стали детским фольклором. Она проходит с читателем по ступенькам детства и при этом стремится не только открыть мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Поэтесса смеётся вместе с детьми весело и незло, не желая обидеть и навсегда осудить ребёнка: дети растут и меняются, поэтому они небезнадёжны, даже если совершают дурные поступки. Насмешки А.Л.Барто не ранят и не убивают, но заставляют, как бы со стороны посмотреть на себя. А.Л.Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по серьезному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых веселых стихах она их учит честности и чести, душевной щедрости и доброте.
«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», — так определил С.Я.Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. И это определение с полным правом может быть отнесено и к Агнии Львовне Барто.
А.Л.Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта – прошла до последних дней, сохранив свою молодость, желание и умение писать для детей.
Несмотря на то, что с течением времени воспоминания улетучиваются или же становятся ненужными, теряя исходный смысл, стихи для детей Агнии Барто бессмертны и будут любимы как нынешним, так и будущими поколениями.
Воспитатель Бартош Н. Н.