Вот и прошли суровые и зимние холода. На улице стало теплее и светлее. Солнце с каждым днем все сильнее и сильнее радует нас своими теплыми лучами. Пробуждается растительный и животный мир, просыпается лес. Весной прогулка с детьми на улице — это приятное и полезное занятие для маленького растущего организма, а также это очень интересное и познавательное занятие.
Прогулки на свежем воздухе очень полезны с точки зрения раннего развития. Детей в детском саду выводят на прогулку воспитатели, и они проводят с детьми на улице увлекательные занятия. Но также и родители могут помочь своему наблюдать за природой весной. Можно пройтись с ребенком по улицу, по парку и рассматривать то, как ведет себя природа весной: как тает снег, и текут ручейки, как пробивается зеленая травка, как набухают почки, прилет перелетных птиц.
Наблюдать за природой нужно в любое время года. Это очень увлекательное и захватывающее занятие. Например, можно наблюдать за травой. Как сначала, после растаявшего снега, на земле расстилается только прошлогодняя травка. А когда на улице становится теплее, сквозь прошлогоднюю травку пробивается молоденькая зеленая травка. Можно побеседовать с детьми о том, когда прилетают птички. Например, пойти с ними парк и насладиться пением птиц. Рассматривать, как грачи вьют для себя гнезда на верхушках деревьев. Рассказывать о том, что скворцы в основном селятся рядом с людьми и в основном они вьют свои гнезда в скворечниках. Поэтому люди каждый год делают для них скворечники.
Также можно попробовать с ребенком вслушиваться в различные звуки: журчание ручьев, звон капели. Поясняйте ребенку, почему тает снег, почему солнышко весной греет сильнее, чем зимой. А также можно объяснить, почему зимой мы одеваемся очень тепло, а весной мы уже начинаем одеваться полегче.
Все эти разговоры развивают у детей связную речь, логику, мышление, память и воображение. У детей увеличивается словарный запас. У них появляется интерес к окружающему нас миру. Беседы о природе и ее наблюдения формируют у детей любовь к природе, учат уважать и защищать братьев наших меньших. Во время рассматривания природы ребенок начинает различать формы, цвета, размеры, отличие друг от друга от различных поверхностей (например, асфальтное покрытие от поверхности, где растет трава) и многое другое.
На прогулках с детьми весной можно разнообразить его досуг различными способами. Перечислим некоторые из них.
- Если на улице текут ручейки или есть лужи, то там можно пускать кораблики.
Можно вынести уже готовый кораблик, или же наспех сделать самим.
- Также можно научить фотографировать ребенка красивые явления (набухшие почки, появление из почек зеленого листочка, различных птиц и насекомых).
- На улице на асфальтном покрытии если растаял снег, то с детьми можно рисовать различные рисунки.
- Игра «Кто сосчитает больше». Например, кто больше найдет и сосчитает птиц. Или кто больше сосчитает деревьев.
Если на улице плохая погода, и не получилось выйти погулять, то и дома с малышом можно разговаривать о весне. Для беседы с ребенком о весне также можно обратиться к книжкам.
Знакомство детей со стихотворениями известных поэтов о весне.
- стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится», «Первый лист»;
- стих С. А. Есенина «Наступление весны», «Черемуха»;
- стихотворение Б. Пастернака «Март».
Очень много стихов о весне написано многими поэтами. Наши маленькие
детки слушая стихи о весне может увидеть и почувствовать, как передал поэт
настроение весны. Также можно выучить с ребенком какой-нибудь стих о
весне на выбор.
Знакомство с рассказами и сказками о весне.
Слушая рассказы и сказки о весне, дети узнают о весне, о характерных
явлениях, которые присущи только весеннему времени года, узнают
окружающий мир. На свете очень много разных сказок и рассказов про весну.
Здесь перечислены некоторые из них, которые можно почитать своим детям:
- Русская народная сказка «Как Весна Зиму поборола»;
- В. Бианка «Весна»;
- В. Сутеев «Как зима кончилась», «Весна»;
- А. Н. Толстой «Пришла весна»;
- К. Ушинский «Весна».
Прочитав рассказы, спрашивайте ребенка о сказке, о чем там написано.
Задавайте ему вопросы, чтобы он больше размышлял о весне и запомнил
больше об этом времени года.
Для укрепления знаний о весне с детьми также можно поиграть в игры.
- Игра в ассоциации.
Вы кидаете ребенку мяч и называете слово, а он обратно кидает мяч вам и называет
слово (снег-ручей, дерево-птица, весна-солнце).
- Дидактическая игра «Когда это бывает?»:
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (в марте, весной)
- Снег на полях, лёд на реках.
Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
- Прилетела ласточка,
Распустила перья.
Солнце греет ласково,
Что это за время? (Весна)
- Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)
- Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
- Игра «Скажи ласково». Например, солнце – солнышко, лужа – лужица.
Очень много игр и занятий можно придумать для развития ребенка. Представленные игры подходят для занятий с ребенком, как и на улице во время прогулки, так и дома.
Желаю вам познавательного и увлекательного времяпровождения вместе.
Воспитатель Степанова Н. Г.