Обратите внимание на следующие признаки:
Ребенок не может долго работать, не уставая; ему трудно сосредоточиться на какой-либо деятельности, будь то выполнение бытовых или учебных поручений.
Выполнение любого задания вызывает у него излишнее беспокойство, он напряжен, скован. Смущается, часто смущается, вспоминает о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
Жалуется, что ему снятся страшные сны. Руки часто бывают холодными и влажными.
Беспокойно спит, засыпает с трудом. Пуглив, многое вызывает у него страх, легко расстраивается. Часто не может сдержать слезы.
Плохо переносит ожидание. Не любит браться за новое дело. Не уверен в себе, в своих силах. Боится сталкиваться с трудностями.
Если многие из этих утверждений характерны для вашего ребенка, то можно предположить, что ваш ребенок подвержен тревожности. В этом случае в общении с тревожным ребенком постарайтесь придерживаться следующих правил.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими. Сравнивайте малыша только с самим собой.
- Чаще используйте телесный контакт: обнимите, погладьте, приласкайте ребенка.
- Чаще хвалите ребенка. Хвалите так, чтобы он знал – за что. Это способствует повышению самооценки.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени. Каждому человеку приятно звучание собственного имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте примером для ребенка.
- Не предъявляйте к ребенку завышенные требования.
- Будьте последовательны в воспитании.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Педагог-психолог Пославская С. А.