В последние годы бытовой травматизм приобретает исключительно массовый характер. Сегодня это несчастье уносит детские жизни. Кроме того, некоторые пострадавшие дети остаются инвалидами на всю жизнь. К инвалидности приводят травмы, связанные с повреждением конечностей и сопровождающиеся ампутацией пальцев, кистей, стоп, потеря зрения и травмы мозга. Поражение концевых фаланг пальцев происходит при попадании их в двери, окна, когда взрослые с силой их захлопывали или закрывали. Глаза могут повреждаться при взрывах, неосторожном обращении с ножницами. Особое место занимает сотрясение головного мозга, последствия которого могут сказаться через много лет.
Естественно, все это не может никого из нас, взрослых, оставить равнодушными. Тем более что в структуре всего детского травматизма бытовые травмы не только наиболее грозное, но и самое распространенное явление. На их долю приходится от 50 до 75% всех несчастных случаев.
К числу наиболее угрожаемого контингента, вне всякого сомнения, относятся дети первых 6 лет жизни. По данным специалистов, на их долю приходится свыше 42% от числа несчастных случаев и травм, ежегодно регистрируемых среди детского населения крупных городов. Выявлены четкие возрастные градации. Меньше всего травм отмечено у детей первого года жизни, зато в группе от 3 до 6 лет травматизм больше в 3 раза. Однако максимальный уровень травматизма отмечен у детей второго года жизни.
Нейрофизиологическое созревание основных мозговых структур продолжается до 9-10-ти лет. Область мозга (чаще это области левого полушария), «отвечающая» за ориентировку в пространстве, восприятие времени, формируется лишь к 9-10-ти годам. Это выражается в том, что до 10-ти лет ребенку сложно определить, с какой стороны исходит звук, лишь к 10-ти годам ребенок способен использовать периферическое (боковое) зрение, т.к. его внимание фокусируется на объекте.
До 7-ти лет он неправильно определяет расстояния до объектов, т.к. не знает настоящие их размеры и не представляет, как зрительно они меняются с увеличением расстояния.
Нужно учитывать, что до 4-х лет ребенок не способен понять и запомнить все то, что вы рассказали ему о мерах безопасности. Дети эмоциональны, впечатлительны, с трудом переключают внимание. До 6-7-ми лет некоторые дети не способны к длительным целенаправленным действиям, не способны концентрировать внимание и легко отвлекаются. Можно сказать, что ситуация в какой-то мере управляет ребенком. Действия детей импульсивны и конкретны, они сразу начинают что-либо делать не подумав.
В результате примерно до 7-8-ми лет поведение детей зачастую непредсказуемо. Они подвижны и самостоятельны, но еще крайне непоследовательны, наивны и доверчивы. Малыш до 6-7-ми лет воспринимает мир иначе, чем взрослый. Малыш может просто погладить собаку и будет удивлен, если она его укусит — ведь он не желал ей зла!
Ребенок уверен, что правила поведения выполняются людьми не потому, что люди договорились их выполнять, а потому, что они не могут их не выполнять. Даже рост ребенка влияет на восприятие мира. Маленький рост ограничивает обзор, маленьких труднее заметить. Попробуйте побыть на уровне роста ребенка, посмотрите с этой точки обзора на вашу квартиру. Вы увидите, что теперь многие действия становятся неудобными. А ведь у ребенка нет вашей силы, ваших длинных рук и, главное, опыта, который подсказывает вам, что опасно, а что — безопасно.
Анализ зависимости травматизма у детей дошкольного возраста от пола показывает, что мальчики получают травмы в 1,5раза чаще, чем девочки. Эта закономерность действительна для всех возрастов и связана с психофизиологическими особенностями, различиями в поведении, воспитании, характере и формах проведения досуга.
Соотношение бытовых и уличных травм приблизительно составляет 2:1. При этом у детей первого года жизни свыше 95% травм бытовые (получены дома). У детей 3-6 лет доля травм, получаемых дома, свыше 35%. Это свидетельствует о том, что, к сожалению, многие родители пока не уделяют должного внимания принципам создания «безопасного дома».
Родители должны быть предусмотрительными и принимать соответствующие меры предосторожности. Лучше всего постоянно держать ребенка в поле зрения, не оставлять его надолго одного. Взрослые должны всегда помнить об этом, а также знать, чему ребенок научился сегодня, прогнозировать, что он узнает завтра. Это необходимо для того, чтобы понять, какие предметы могут заинтересовать ребенка.
Воспитатель Коротаева М. И.