Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 78

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул. Байкальская, д.245

Новости
Контакты

Советы психолога Буйначевой В.О.

Нейрогимнастика или «гимнастика для мозга» в работе педагога-психолога

Более пяти лет я практику. нейрогимнастику. Сначала я сама выучила все упражнения и отметила значительное улучшение своей мозговой деятельности. Конечно, я подключила к этому и своих детей. Было весело и задорно, когда не получается смеемся, а потом радуемся результатам, это «игра» нас сблизила. Всем известно, что общая деятельность объединяет.

Что нам известно о нейрогимнастике или «гимнастики для мозга»? Методика активирует природные механизмы работы мозга с помощью физических упражнений, объединяет движения и мысли. В данном процессе участвует ум и тело, поэтому такие упражнения еще называются кинезиологическими упражнениями. Идет развитие психофизических функций и координации движений. Они снимают стрессовые телесные зажимы, восстанавливают проводимость сигналов между мозгом и другими частями тела. Конечно, нейрогимнастика активизирует творческие способности, внимание, мышление, запускает речь.

Немного истории. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри. В своих работах он показал, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие. Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э.
Упражнения нейрогимнастики Пола Денисонна очень просты, их можно выполнять где угодно, они интересны, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста. В настоящее время Гимнастику Мозга преподают более чем на 40 языках и применяют дома, в школе, в бизнесе, спорте, искусстве более чем в 80 странах.

ВНИМАНИЕ! Нельзя путать! При выполнении упражнений работают парами руки и ноги, но многие родители зачем-то начинают праворукого ребенка учить писать, держать ложку левой рукой. Искусственно не надо делать ребенка амбидекстром. Не гонитесь за «генеальностью», каждый ребенок уникален от рождения. Самые замечательные детки – «нормотипичные».

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как дефицитарность фонового компонента ВПР (высшие психические функции), гиперактивность, дефицит внимания, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, сложности в адаптации, психогенные расстройства, сенсорная дезинтеграция, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Так как мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологическим созреванием.

Условия гармоничного развития:

  1. Зрелость мозгового субстрата (кора головного мозга, субкортикальные образования, нейронные связи между ними)

  2. Востребованность функций извне (социальный генез когнитивных функций, определяющая роль взаимодействия со взрослыми).

И. Сонер писал: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».

Используя комплекс нейропсихологических упражнений, я координирую работу правого и левого полушарий, развиваю взаимодействие тела и интеллекта, способствую возбуждению определенного участка мозга, помогаю включить нейродвигательный механизм, который в свою очередь развивает координацию движений и психофизических функций. Все это стимулирует процессы, которые увеличивают число нейронных связей в голове и совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Задачи педагога-психолога при использовании в работе нейрогимнстических упражнений:

  1. Развитие межполушарной специализации;

  2. Развитие межполушарного взаимодействия;

  3. Развитие комиссур (межполушарных связей);

  4. Синхронизация работы полушарий;

  5. Координация работы мозга и тела;

  6. Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка;

  7. Развитие ручной моторики;

  8. Развитие оптико и квазимоторных представлений;

  9. Развитие когнитивных способностей (внимание, мышление, память);

  10. Развитие сенсорных каналов органов чувств;

  11. Развитие произвольного контроля;

  12. Стабилизация общего тонуса организма (снятие синкинезий и мышечных зажимов);

  13. Укрепление психосоматического и эмоционального статуса;

  14. Коррекция поведенческих проблем;

  15. Развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных навыков.

Самое популярное упражнение нейрогимнастики это маршировка, этом упражнении было самое популярное в Советском союзе. Вот почему столько много было ученых и нобелевских лауреатов. Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение «гимнастики для мозга», известной во всем мире как Brain Gym. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется ментальная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!



Мое основное направление в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР, подготовить благодатную психологическую почву для работы с детьми учителю-логопеду, который начнет корректировать речь ребенка. Наша работа с учителем-логопедом Крюковой Анной Витальевной строится на поэтапности, доступности материала, индивидуальности и интеграции с другими видами деятельности в коллективной, групповой и индивидуальной работе. За последние три года работы во взаимодействии мы добились видимых результатов.

С 2023 года мы присоединили родителей детей из групп ТНР. Дети опережают своих родителей, но это всех радует, потому что мы, как родители, всегда хотим, чтобы наши любимые детки стали лучше и умнее нас.

Нейрогимнастика полезна для любого возраста, она легло доступна и финансово не затратна. А Альцгеймер и деменция нас не догонят.

С любовью ваш педагог-психолог Буйначёва Виктория Олеговна