Нейрогимнастика или «гимнастика для мозга» в работе педагога-психолога
Более пяти лет я практику. нейрогимнастику. Сначала я сама выучила все упражнения и отметила значительное улучшение своей мозговой деятельности. Конечно, я подключила к этому и своих детей. Было весело и задорно, когда не получается смеемся, а потом радуемся результатам, это «игра» нас сблизила. Всем известно, что общая деятельность объединяет.
Что нам известно о нейрогимнастике или «гимнастики для мозга»? Методика активирует природные механизмы работы мозга с помощью физических упражнений, объединяет движения и мысли. В данном процессе участвует ум и тело, поэтому такие упражнения еще называются кинезиологическими упражнениями. Идет развитие психофизических функций и координации движений. Они снимают стрессовые телесные зажимы, восстанавливают проводимость сигналов между мозгом и другими частями тела. Конечно, нейрогимнастика активизирует творческие способности, внимание, мышление, запускает речь.
Немного истории. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри. В своих работах он показал, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие. Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э.
Упражнения нейрогимнастики Пола Денисонна очень просты, их можно выполнять где угодно, они интересны, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста. В настоящее время Гимнастику Мозга преподают более чем на 40 языках и применяют дома, в школе, в бизнесе, спорте, искусстве более чем в 80 странах.
ВНИМАНИЕ! Нельзя путать! При выполнении упражнений работают парами руки и ноги, но многие родители зачем-то начинают праворукого ребенка учить писать, держать ложку левой рукой. Искусственно не надо делать ребенка амбидекстром. Не гонитесь за «генеальностью», каждый ребенок уникален от рождения. Самые замечательные детки – «нормотипичные».
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как дефицитарность фонового компонента ВПР (высшие психические функции), гиперактивность, дефицит внимания, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, сложности в адаптации, психогенные расстройства, сенсорная дезинтеграция, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Так как мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологическим созреванием.
Условия гармоничного развития:
-
Зрелость мозгового субстрата (кора головного мозга, субкортикальные образования, нейронные связи между ними)
-
Востребованность функций извне (социальный генез когнитивных функций, определяющая роль взаимодействия со взрослыми).
И. Сонер писал: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».
Используя комплекс нейропсихологических упражнений, я координирую работу правого и левого полушарий, развиваю взаимодействие тела и интеллекта, способствую возбуждению определенного участка мозга, помогаю включить нейродвигательный механизм, который в свою очередь развивает координацию движений и психофизических функций. Все это стимулирует процессы, которые увеличивают число нейронных связей в голове и совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Задачи педагога-психолога при использовании в работе нейрогимнстических упражнений:
-
Развитие межполушарной специализации;
-
Развитие межполушарного взаимодействия;
-
Развитие комиссур (межполушарных связей);
-
Синхронизация работы полушарий;
-
Координация работы мозга и тела;
-
Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка;
-
Развитие ручной моторики;
-
Развитие оптико и квазимоторных представлений;
-
Развитие когнитивных способностей (внимание, мышление, память);
-
Развитие сенсорных каналов органов чувств;
-
Развитие произвольного контроля;
-
Стабилизация общего тонуса организма (снятие синкинезий и мышечных зажимов);
-
Укрепление психосоматического и эмоционального статуса;
-
Коррекция поведенческих проблем;
-
Развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных навыков.