Интегрированное занятие по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР
группа для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет
Авторы: Учитель-логопед Образцова Г.Е.
Воспитатель Милостивая Г.Н.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 10
Тема: Гласные звуки
Задачи:
- Создать условия для развития фонематических представлений через выделение гласных звуков, соотнесения их с символами, установления порядка гласных при делении слов на слоги, продуктивной деятельности.
- Создать условия для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок через дидактические игры и упражнения.
- Создать условия для развития дружеских взаимоотношений, взаимопомощи, умения договариваться.
|
Оборудование
Содержание 1.Оргмомент. Упражнения для глаз. 2.Кто хочет попасть на звуковую полянку, возьмите «Электронную муху». У детей индивидуальные карточки с квадратом, разделенным на девять квадратиков и фишка. Фишка устанавливается в центральном квадрате и двигается по команде педагога: вверх, вниз, влево, вправо (ход делается только в соседнюю клеточку). 3.Сегодня мы пригласим на звуковую полянку гостей с далекого жаркого острова. Кто к нам может приехать? (Дети перечисляют животных жарких стран.) К нам хочет приехать лев Бонифаций со своими друзьями, чтобы познакомиться с русской зимой и увидеть новогоднюю елочку. Кто готов помочь нашим гостям добраться до звуковой полянки, украсить для них елочку и приготовить подарки? 4.Чтобы появилась елочка, вспомните, какие звуки живут на звуковой полянке (гласные), как мы их узнаем (воздушная струя проходит свободно, не встречая преграды). Проводится д/и «Звуку место». На доске квадрат из девяти квадратиков, в которые дети размещают выбранные звуки. -Я возьму звук «А» и положу его в правый верхний квадрат, и т. д. После размещения звуков детям предлагается «пройти по дорожке» правой, верхней или другой получившейся, называя слова, начинающиеся с данного звука. После игры выставляется елочка. 5.Д/и «Сигнальщики». Индивидуально. Услышать звук на «хвостике» слова, просигналить соответствующим звуковым символом. Зима, морозы, окно, коньки, узоры, праздники. После игры подбираются для украшения елочки фигурки игрушек. 6.Д/и «Третий лишний». Выделение гласных в середине слов. Предъявляется по 3 картинки. Дом, дым, клык. Жук, рак, руль. После игры подбираются для украшения елочки шары. 7.Физминутка. В какие игры научим играть наших гостей. Имитация зимних забав: игра в снежки, катание на лыжах, коньках, санках. 8.Д/и «Цветные кнопочки». На доске 5 звуковых рядов из трех гласных (обозначение символами). Каждый ряд имеет свой цветовой сигнал. У детей индивидуальные дорожки с цветными кружочками-кнопочками. Логопед называет звуковой ряд, например: ЭОУ, дети повторяют, находят этот ряд по звуковым символам и нажимают у себя на дорожке соответствующую кнопочку. После игры на елочке появляется украшение звезда. 9.Пока мы с вами играли, в море разыгрался шторм, корабль с нашими гостями сбился с пути. Кто хочет успокоить бурю, проложить кораблю верный курс? Д/и «Морской путь» Дети берут картинки, делят слова на части (слоги), четко проговаривают гласные, устанавливают их последовательность, подбирают схему, составленную из символов (расшифровывают, прокладывают дорогу). Слова для слогового анализа: лодка, ласты, акула, киты, парусник, пальмы. После игры появляются лев Бонифаций и его друзья. Воспитатель. 10.Что мы можем подарить нашим гостям? Дети подбирают слова и предлагают подарить гостям улыбки, эскимо, шары, праздник (картинки). Дети делят слова на части, разбиваются на команды по количеству слогов в выбранном слове, изготавливают символы гласных звуков из пластилина и составляют из них схемы к словам. Бонифаций с друзьями благодарят ребят. 11.Итог занятия. Какие звуки помогли нам встретить гостей? Благодарность. 12.Рефлексия. Какие игры вам понравились? |
|
Д/И: «ЭЛЕКТРОННАЯ МУХА»
|
|
Д/И: «ЗВУКУ МЕСТО»
|
|
Д/И: «СИГНАЛЬЩИКИ»
|
|
Д/И: «ЦВЕТНЫЕ КНОПОЧКИ»
|
|
Д/И: «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
|
|
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СИМВОЛОВ ГЛАСНЫХ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
|