Онлайн марафон МБДОУ г. Иркутска детского сада № 10: «Читаем вместе».
Фото и видео в Инстаграм аккаунте ДОУ
Здесь
А зачем читать вместе?
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир.
В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли.
Мир без книги – мир дикарей».
Н. А. Морозов
Консультацию подготовил: Лазарева С.А.,
старший воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 10
В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Слушать и слышать простую речь для дошкольников стало все трудней. Поэтому, в наше время так много детей, имеющих проблемы с речью. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Поэтому у большинства дошкольников хорошо развиты зрительные восприятие и память и очень часто нарушен фонематический слух, это влечет за собой проблемы с речью. Разговорная речь бедна, малословна. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Вследствие чего, у дошкольников речевые нарушения проявляются в чтении, а у школьников — и в чтении, и письме. Как результат — чтению художественной литературы не уделяется должного внимания.
Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте. Хотя чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда еще не был изобретен компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение.
Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, и это значит, что нужно все больше и больше читать.
И именно родители читают ребенку его первые книги. Общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой – это весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Начинать читать лучше еще с колыбели: если начинать прививать любовь к книгам с раннего детства, то в будущем не возникнет проблем. У малыша должна появиться привычка к чтению, и тогда в старшем возрасте он так же будет продолжать читать.
Польза чтения:
Чтение увеличивает словарный запас;
Чтение книг улучшает работу мозга;
Чтение улучшает сон и концентрацию, защищает от болезни Альцгеймера, сохраняет память и молодость;
Чтение развивает память, внимание, логическое мышление, воображение;
Чтение хорошей книги помогает обрести спокойствие, лучше всего снимает стресс;
Чтение научит общаться с людьми, помогает высказывать свои мысли логически грамотно, добавляет уверенности
Чтение делает человека добрее, умнее и воспитаннее, культурнее.
А теперь подробнее:
Польза чтения:
Почему полезно читать ребенку?
- Развитие речи.
Благодаря чтению развивается речь малыша и увеличивается словарный запас. Книга учит маленького слушателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Важно, чтобы ребенку читали внятно и правильно произносили слова, в этом случае у него будет формироваться правильное произношение.
- Расширение словарного запаса.
Чтение способствует тому, что малыш узнает новые слова. Он хорошо их усваивает, потому что знакомится с ними в предложениях. Нужно объяснять ребенку все незнакомые и непонятные слова во время чтения. Так мы в ненавязчивой форме расширяем его словарный запас.
- Общее развитие.
Во время чтения малыш учится слушать, анализировать, фантазировать, он изучает новые слова, испытывает различные эмоции. Все это формирует гармоничную личность. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит мыслить образами. Чтение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы.
- Улучшение отношений с родителями.
Когда родитель читает своему ребенку, он проводит с ним свое время, малыш чувствует свою значимость и ощущает вашу любовь. Совместные занятия улучшают взаимоотношения между родителями и их ребенком.
- Духовное развитие ребенка.
Обычно малышам читают сказки, которые учат правильным поступкам, ответственности, доброте. Все это положительно сказывается на духовном развитии ребенка.
Можно получить большую пользу от чтения ребенку, но для этого важно соблюдать определенные правила:
1. Самое главное – выбрать книгу. Лучше всего брать поучительные истории. Отличный вариант – это сказки. Чтение такой книги не только развлекает ребенка, но и развивает духовно. С помощью книг можно научить доброте, сопереживанию, отзывчивости.
2. Книга должна соответствовать возрасту, чтобы заинтересовать ребенка.
3. Нужно читать внятно, с выражением, правильно расставляя ударения.
4. Важно читать ребенку тогда, когда он готов слушать. Малыш может быть уставшим, или заниматься чем-то другим в этот момент. Не стоит обрывать его игру и садиться читать, пользу такое чтение все равно не принесет, а лишь вызовет сопротивление.
5. Обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте – интересно ли ему, как бы малыш поступил на месте героя.
Памятка для родителей «Как привить любовь к чтению и как правильно читать с ребёнком?!»
1. Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день. Устраивайте минутки Общего семейного чтения по ролям хотя бы один раз в неделю.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы. Проветрите комнату.
3. Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги объясняйте значения трудных и незнакомых слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
7. Если ребенок уже читает, то предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».
Детские книги – особый мир для ребенка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир взрослые…
Цитаты о книгах и пользе чтения:
«Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».
С. Лупан
«Чтобы правильно воспитать у детей любовь к чтению, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
А.П. Чехов.
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто. Крупно. Как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».
Н. В. Гоголь
«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная».
А. С. Пушкин
«Книги – корабли мыслей, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Ф. Бэкон
«Что может быть драгоценнее, чем ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира».
Л.Н. Толстой
«Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью другого».
Эмиль Фаге
«Книга — чистейшая сущность человеческой души».
Томас Карлейль
«Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду».
Д. Аддисон
«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».
Н.И. Пирогов
«Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать, но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче».
Олег Рой