Данные сведения представлены в соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 №582 с изменениями от 17.05.2017 г., от 21.03.2019 г. №575, от 11.07.2020 №1038 и Требований Рособрнадзора (приказ от 14.08. 2020 г. №831), а также приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, с изменениями от 18.08.2016 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
1.Нормативные документы, регулирующие процесс образования детей с ОВЗ
1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21.01. 2019г)
2. Обеспечение доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в здание образовательной организации
Для создания без барьерной среды в ДОУ и на территории:
- оборудована парковка для инвалидов;
- вход в здание оборудован пандусом;
- указатели, таблички, вывески изготовлены с учетом возможности использования инвалидами и лиц с ОВЗ;
- в холле установлен информационный экран;
- начало и конец ступенек лестницы обозначен сигнальной лентой;
- санитарно-гигиеническая комната оборудована поручнями;
- приказом заведующего назначено сопровождающее лицо для встречи людей с ОВЗ.
- Приказ о сопровождении инвалидов
3.Обеспечение возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной организации функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, деятельность которых осуществляется в соответствии с Положением о группе ТНР.
На 01.09.2023 г. численность воспитанников с ТНР составила 31 человек.
В образовательной организации разработана Адаптированная образовательная программа для лиц с ОВЗ (для детей с тяжелыми нарушениями речи),которая призвана обеспечить конкретизацию и обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик, технологий и форм организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ при работе с детьми с ТНР.
Также при организации процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников с тяжелыми нарушениями речи используются дополнительные авторские образовательные программы и методические пособия, разработанные педагогами ДОУ:
- Программа «Формирование оптико-пространственного восприятия как профилактика оптической дисграфии у детей с речевыми нарушениями». Автор-составитель, учитель-логопед, Высоченко Т.В.;
- Программа коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ТНР «Сказочный мир». Автор-составитель: педагог-психолог, Антипова Т.А.;
- Методическое пособие «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста с ОНР». Автор-составитель, учитель-логопед, Высоченко Т.В.;
- «Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ДОУ». Автор-составитель: педагог-психолог, Антипова Т.А.;
- Методическое пособие «Картотека речевых дидактических игр по лексическим темам для развития инициативности и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи». Автор-составитель: учитель-логопед, Цырендоржиева Д.Ц.;
- Методическое пособие «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста». Автор-составитель: учитель-логопед, Высоченко Т.В.;
- Методическое пособие «Нетрадиционные способы постановки нарушенных звуков у детей старшего дошкольного возраста». Автор-составитель: учитель-логопед, Цырендоржиева Д.Ц.;
- Программа эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОВЗ «Шаг за шагом». Автор-составитель, старший воспитатель, Шипнягова О.В..
Специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом) применяются специальные методы обучения и воспитания по коррекции речевого развития и психо-эмоциональной сферы воспитанников с ТНР.
4. Создание специальных условий по охране здоровья для инвалидов и детей с ОВЗ
Условия охраны здоровья обучающихся
В ДОУ оборудованы и функционируют два кабинета учителей-логопедов и кабинет педагога-психолога с выделением пространства для групповой и индивидуальной работы. Кабинеты оснащены современным оборудованием и методическим материалом для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Заключен договор о взаимодействии с обществом слепых.
Заключен договор о взаимодействии с обществом глухих.
5. Создание специальных условий по организации питания для инвалидов и детей с ОВЗ
Организация питания для лиц с ограниченными возможностями в ДОУ осуществляется в соответствии с общими условиями питания обучающихся.
В настоящее время детей, нуждающихся в создании специальных (индивидуальных) условий в организации питания по состоянию здоровья в ДОУ нет.
6. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ г. Иркутска детском саду № 153 используются информационно-коммуникативные технологии. Образовательная организация имеет доступ к сети Интернет (методический кабинет, кабинет заведующей, кабинет специалиста по кадрам, музыкальный зал, кабинет психолога).
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
7. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Информационные электронные технологии используются в работе с детьми дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности, при организации и проведении праздничных мероприятий, спортивных соревнований, развлечений и других видах детско-взрослой деятельности. Мультимедиа-технологии установлены в музыкальном зале. В групповых комнатах используется мобильное оборудование
Для успешной организации образовательного в ДОУ сформирована база электронных ресурсов, по всем областям в соответствии с ФГОС ДО, которые активно используются в работе с воспитанниками. В нее входят презентации педагогов в соответствии с календарно-тематическим планом, такие как «Космос», «Осень», «Мой город Иркутск», «Зимушка-зима» и т.д., развивающие занятия для интерактивного стенда, проекты по различным направлениям.
8. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в детском саду не имеется.