Для формирования основ безопасного поведения у детей в быту, социуме, природе; для становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) МБДОУ г. Иркутска детский сад № 162 реализует в воспитательно-образовательном процессе:
- — в группах общеразвивающей направленности программу «Формирование основ безопасности у дошкольников» (для занятий с детьми 2-7 лет) К.Ю. Белой.
- — в группах компенсирующей направленности программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной.
В программе «Формирование основ безопасности у дошкольников» автора К.Ю. Белой содержатся материалы для бесед с детьми, условно разделённые на 4 раздела:
1)безопасность собственной жизнедеятельности;
2) бережём своё здоровье;
3) безопасность на дорогах и улицах;
4) безопасный отдых на природе.
Содержание всех разделов позволяет выработать у ребёнка подсознательную привычку в соблюдении безопасности; каждый следующий раздел дополняет предыдущий.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной включает в себя учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей «Безопасность» и 4 рабочих тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Всё в совокупности является системой развивающих заданий для ребёнка и вместе с тем руководством для взрослого по взаимодействию с детьми.
Основные разделы программы
Раздел 1. Ребёнок и другие люди
1.1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
1.2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
1.3. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
1.4. Ребёнок и другие дети, в том числе подростки.
1.5. Если «чужой» приходит в дом.
1.6. Ребёнок как объект сексуального насилия.
Раздел 2. Ребёнок и природа
2.1. В природе всё взаимосвязано.
2.2. Загрязнение окружающей среды.
2.3. Ухудшение экологической ситуации.
2.4. Бережное отношение к живой природе.
2.5. Ядовитые растения.
2.6. Контакты с животными.
2.7. Восстановление окружающей среды.
Раздел 3. Ребёнок дома
3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности.
3.3. Экстремальные ситуации в быту.
Раздел 4. Здоровье ребёнка
4.1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни.
4.2. Изучаем свой организм.
4.3. Прислушаемся к своему организму.
4.4. О ценности здорового образа жизни.
4.5. О профилактике заболеваний.
4.6. О навыках личной гигиены.
4.7. Забота о здоровье окружающих.
4.8. Поговорим о болезнях.
4.9. Инфекционные болезни.
4.10. Врачи — наши друзья.
4.11. О роли лекарств и витаминов.
4.12. Правила оказания первой помощи.
Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребёнка
5.1. Психическое здоровье.
5.2. Детские страхи.
5.3. Конфликты и ссоры между детьми.
Раздел 6. Ребёнок на улице
6.1. Устройство проезжей части.
6.2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
6.3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
6.4. Правила езды на велосипеде.
6.5. О работе ГИБДД.
6.6. Милиционер-регулировщик.
6.7. Правила поведения в транспорте.
6.8. Если ребёнок потерялся на улице.
Кроме программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, педагоги используют методические пособия, наглядный демонстрационный материал, развивающие дидактические игры других авторов: