С 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе — ФОП ДО, которая призвана реализовать один из пунктов ФГОС — создать единое образовательное пространство в России.
Министр Просвещения РФ, Кравцов Сергей Сергеевич, отмечает, что «Мы разрабатываем такую программу, я, наверное, впервые об этом скажу, помощи родителям, у которых родился ребенок, именно с точки зрения того, как его воспитывать. Ребенок в дошкольном возрасте должен максимально развиваться, он должен общаться со сверстниками, играть, у него должны развиваться все основные психологические функции. А в школе его уже потом научат читать и писать».
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО)
Причины появления ФОП ДО
1. Стремление к объединению образовательного пространства всей страны. Дошкольное образование — часть общего образования (преемственность): единое образовательное пространство — государственные гарантии качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 11 ФЗ «Об образовании», пункт 1.5 ФГОС ДО)
2. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования
Памятка для родителей
о внедрении федеральной образовательной программы
дошкольного образования (ФОП ДО) в 2023 году
|
Федеральная образовательная программа дошкольного образования | ||||||||||||||
|
1. Является обязательной к исполнению. Имеет статус нормативного документа.
2. Направлена на создание единого ядра содержания дошкольного образования (ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание поколения как знающего и уважающего культуру и историю семь, большой и малой Родины). 3. Определяет единые для РФ базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы. 4. Создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания |
||||||||||||||
Объединение обучения и воспитания | Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей. | ||||||||||||||
Цель ФОП ДО | Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. | ||||||||||||||
Традиционные ценности российского народа в ФОП ДО в направлениях воспитания |
|
||||||||||||||
Как будут применять ФОП | ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП | ||||||||||||||
Начало реализации ФОП ДО | 1 сентября 2023 год |
Информация о внедрении ФОП ДО «Создание образовательного пространства в дошкольном учреждении направленного на разностороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста в рамках внедрения ФОП ДО» в рамках родительских встречах 28.09.2023
Результаты анкетирования родителей «Внедрение ФОП ДО»
Информационная справка по результатам анкетирования «Отношение родителей (законных представителей) к содержанию и внедрению ФОП ДО»
Приступаем к реализации ФОП ДО
Организация образовательной деятельности в ДОО в соответствии с требованиями ФОП ДО
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных
процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
- Ведущие виды деятельности в зависимости от возраста детей
- Младенческий (2мес-1 год) – непосредственное эмоциональное общение со взрослым
- Ранний возраст (1-3 года) -предметная деятельность (орудийно-предметные действия — ест ложкой, пьет из кружки и другое)
- Дошкольный возраст (3-8 лет) — игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое)
- Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий.
- 24.12. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
- Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее.
- В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.
- Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, может включать:
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);
- беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций;
- практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурногигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие);
- наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;
- трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое);
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование, конструирование, лепка и другое);
- оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое).
- Образовательная деятельность во время Прогулки:
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;
- свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
- проведение спортивных праздников (при необходимости).
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать:
- элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей);
- проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое);
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие);
- опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое;
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее;
- слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации;
- организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого;
- индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;
- работу с родителями (законными представителями).