Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Использование пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр способствует развитию разнообразных сенсорных впечатлений, внимательности и способности сосредотачиваться. Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. В процессе раскручивания и закручивания крышек развиваются соотносящие действия рук.
![](https://rused.ru/irk-mdou148/wp-content/uploads/sites/10/2021/12/038708385ab085a0acbc67dcecc8b58c-1024x865.jpg)
![](https://rused.ru/irk-mdou148/wp-content/uploads/sites/10/2021/12/a093fd059e5bccbb4d31e9f4d2aj-kukly-i-igrushki-razvivayuschaya-igra-kto-chto-estiz-fetra-i--1024x1024.jpg)
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует развитию речи детей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.