Специальные условия обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
В данном разделе представлены сведения в соответствии с требованиями п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 №582 с изменениями от 17.05.2017 г., от 21.03.2019 г. №575, от 11.07.2020 №1038 и Требований Рособрнадзора (приказ от 14.08.2020 г. №831), а также приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, с изменениями от 18.08.2016 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Нормативные документы, регулирующие процесс образования детей с ОВЗ:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 10.01.2023) «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21.01. 2019г.).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования (с изменениями и дополнениями от 01.12.2022)
В МБДОУ г.Иркутска детском саду № 162 функционирует 6 групп компенсирующей направленности, в том числе:
— 2 группы компенсирующей направленности для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 4-6 лет и 6-8 лет;
— 4 группы компенсирующей направленности для обучающихся с нарушениями слуха: 3 группы для слабослышащих детей (3-6 лет, 6-8 лет и 5-8 лет) и 1 группа для глухих детей (3-7 лет);
Специальные образовательные условия для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ по слуху
1. Специально оборудованные учебные кабинеты:
Специально оборудованных учебных кабинетов для маломобильных групп не имеется. В ДОУ имеются специально оборудованные кабинеты для детей с ТНР и детей с ОВЗ по слуху. В группах, кабинетах и залах имеются технические средства обучения, служащие для представления учебной информации: интерактивные доски, ноутбуки, наглядные пособия.
Наименование | Количество | Оборудование |
Музыкальный зал | 1 | оборудован индукционной петлёй для детей с нарушением слуха, содержит разнообразное музыкальное оборудование, инструменты и пр. |
Физкультурный зал | 1 | оборудован индукционной петлёй для детей с нарушением слуха, содержит разнообразный спортивный инвентарь |
Кабинет педагога-психолога/ Сенсорная комната | 2 | оборудован дидактическими материалами Марии Монтессори |
Тёмная сенсорная комната | 1 | полифункциональное оборудование тёмной сенсорной комнаты для психологической разгрузки |
Кабинет учителя-логопеда | 2 | оборудование для проведения коррекционных занятий по развитию речи |
Кабинет учителя-дефектолога | 4 | оборудование для проведения коррекционных занятий, в т.ч. звукоусиливающая аппаратура для детей с нарушением слуха индивидуального и коллективного пользования |
2. Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Практические занятия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами по слуху проводятся в групповых комнатах, кабинетах специалистов, музыкальном и физкультурном залах, бассейне, сенсорных комнатах. Данные объекты имеют необходимое оборудование и материалы.
Наименование | Количество | Функциональное использование |
Групповые помещения | 6 | Организация пребывания воспитанников, организация коррекционно-образовательного процесса |
Музыкальный зал | 1 | Организация музыкальных занятий, музыкально-ритмической гимнастики, культурно-досуговой деятельности |
Физкультурный зал | 1 | Организация двигательной активности воспитанников |
Кабинет учителя-логопеда | 2 | Организация подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ТНР |
Кабинет учителя-дефектолога | 4 | Организация коррекционно-образовательного процесса с детьми с нарушением слуха |
Тёмная сенсорная комната | 1 | Коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием полифункционального оборудования темной сенсорной комнаты |
Сенсорная комната | 1 | Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми с использованием дидактических материалов М.Монтессори |
Бассейн | 1 | Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми по обучению плаванию |
3. Сведения о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ г. Иркутска детском саду № 162 отдельное помещение, отведенное под библиотеку, отсутствует. Необходимый книжный материал располагается в методическом кабинете, в кабинетах учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов и в групповых помещениях.
Библиотечный фонд представлен методической и справочной литературой по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением слуха и для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Также библиотечный фонд представлен детской художественной литературой, периодическими изданиями, информационными ресурсами на различных электронных носителях.
4. Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Объекты спорта, приспособленные для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, представлены в ДОУ физкультурным залом, спортивной площадкой и бассейном.
Физкультурный зал предназначен для организации двигательной образовательной деятельности, физического развития детей, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных соревнований, праздников и развлечений.
Спортивная площадка используется для организации двигательной образовательной деятельности, физического развития детей, проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных соревнований, праздников и развлечений на открытом воздухе.
Бассейн предназначен для организации занятий плаванием, в том числе по обучению спортивным видам плавания, с использованием элементов прикладного плавания, организации игр на воде.
5. Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Помещения ДОУ, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оснащены различным дидактическим материалом, игровыми пособиями, демонстрационным и раздаточным материалом, компьютерной техникой (интерактивными досками и мультимедийными проекторами, компьютерами, ноутбуками, принтерами, брошюратором, ламинатором и др.).
5.1. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
Кабинеты учителей-дефектологов оборудованы электроакустической звукоусиливающей аппаратурой для детей-инвалидов по слуху индивидуального и коллективного пользования:
1.Слухоречевой тренажёр индивидуального пользования «ИНТОН-М»;
2.Мультисенсорный слухоречевой тренажёр индивидуального пользования «ИНТОН»;
3.Звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования «СУВАГ 2 S»;
4.Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «СУВАГ СТ-10» (в комплекте с наушниками);
5.Вибростол.
Музыкальный и физкультурный залы оснащены индукционными петлями.
6. Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации
Для обеспечения доступа в здание МБДОУ г. Иркутска детского сада № 162 инвалидов и лиц с ОВЗ имеется Паспорт доступности организации, характеризующий доступность для инвалидов объектов и услуг образовательной организации.
Мобильные лестничные подъемники при подъеме на другие этажи здания — отсутствуют. Их установка не предусмотрена техническими характеристиками здания.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
7. Специальные условия питания
Питание – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. В МБДОУ организовано 5-ти и 6-ти разовое питание в соответствии с режимом пребывания воспитанников и цикличным меню на холодный и теплый период года для детей в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами САНПИН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено.
Количество приемов пищи в нашем детском саду:
-для детей с 12-часовым пребыванием — 5 (завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин)
-для детей с 24-часовым пребыванием — 6 (завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин, 2-й ужин)
Осень-зима 2023-2024 учебного года:
Примерное цикличное меню для воспитанников с 3 до 7 лет с 12-ти часовым пребыванием
Примерное цикличное меню для воспитанников с 1 года до 3 лет с 12-ти часовым пребыванием
Примерное цикличное меню для воспитанников 3-7 лет (с 24-часовым пребыванием)
Весна-лето 2023-2024 учебного года:
Примерное цикличное меню для воспитанников с 3 до 7 лет с 12-ти часовым пребыванием
Примерное цикличное меню для воспитанников с 1 года до 3 лет с 12-ти часовым пребыванием
Примерное цикличное меню для воспитанников 3-7 лет (с 24-часовым пребыванием)
8. Специальные условия охраны здоровья
Здание МБДОУ г.Иркутска детского сада № 162 оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками с применением фотолюминесцентной плёнки, указывающими пути эвакуации. Входная калитка оборудована магнитным замком с доводчиком и домофоном, ворота оборудованы магнитным замком. Каждое помещение оборудовано рециркуляторами воздуха, бесконтактными термометрами и санитайзерами. В ДОУ работает медицинский, процедурный кабинеты и изолятор на 2 места. Помещения медицинского блока оснащены необходимым оборудованием, инвентарём и инструментарием в соответствии с нормативными требованиями.
9. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В дошкольном учреждении есть электронная почта, имеется выход в интернет (только у компьютеров/ноутбуков административного персонала и в кабинете педагогов-психологов), функционирует официальный сайт (с обратной связью), есть версия для слабовидящих. В групповых помещениях ДОУ имеются компьютеры, ноутбуки с информационным и программным обеспечением, а также мультимедийные средства обучения (интерактивные доски, проекторы), аудиотехника.
В свободном доступе для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста в МБДОУ г. Иркутска детском саду № 162 компьютеров не имеется.
10. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Электронных образовательных ресурсов, доступ к которым обеспечивается воспитанникам с ОВЗ и детям-инвалидам, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 162 не имеет.