Методическое объединение педагогов ДОО города Иркутска Свердловского района на тему «Социально — коммуникативное развитие дошкольников» от 29 февраля 2024 года
chat_bubble_outlineНет комментариев
29 февраля 2024 года на базе нашего детского сада прошло заседание методического объединения педагогов дошкольных образовательных организаций города Иркутска Свердловского района на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Целью данного мероприятия было привлечение внимания педагогических работников к проблеме формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков.
В начале заседания с приветственным словом участникам методического объединения обратилась исполняющий обязанности заведующего МБДОУ города Иркутска детского сада № 114 Юлия Николаевна Карташова
Далее руководитель МО заместитель заведующего МБДОУ города Иркутска № 97 Светлана Васильевна Тужикова ознакомила с программой заседания, напомнила о главных целях и задачах по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
В ходе мероприятия по первому вопросу воспитатели МБДОУ г. Иркутска детского сада № 114 Михалёва Анастасия Сергеевна и Хамуева Светлана Ярославовна представили опыт работы на тему «Утренний круг как одна из форм сплочения детского коллектива».
Анастасия Сергеевна раскрыла актуальность использования технологии «Утренний круг», цель и задачи. Пояснила, что утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции и социализации детей.
Светлана Ярославовна достаточно подробно описала этапы и приёмы утреннего круга, а также новые технологии социализации ребенка дошкольника, позволяющие эффективно сформировать и развить у него самостоятельность, инициативность, саморегуляцию поведения, ответственность – те качества, которые необходимы для успешной адаптации, обучения в школе, а также для жизни в современном обществе.
Анастасия Сергеевна пояснила, что практическая значимость данного педагогического опыта заключается в общении взрослых и детей в обсуждении проблем, принятие совместных решений по организации и планированию содержания своего образования, который проводится до завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Представленный материал сопровождался яркой, насыщенной, информативной презентацией.
В ходе мероприятия по второму вопросу воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 114 Руссова Татьяна Валерьевна представила опыт работы на тему «Технология проектной деятельности как эффективный способ развития социально-коммуникативных способностей дошкольников».
Татьяна Валерьевна рассказала, что наиболее эффективным средством решения задач социально-коммуникативного развития дошкольника является использование метода проектов, который позволяет интегрировать и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей, удовлетворяет потребность детей в любознательности и познании окружающего мира.
Применение метода проектирования позволяет на практике использовать различные виды детской деятельности, обеспечивать сотрудничество и сотворчество детей, педагогов и родителей в исследованиях, наблюдениях. А первостепенное и непосредственное участие детей в реализации проектной деятельности способствует социальному развитию и успешности каждого ребенка.
В своем выступлении Татьяна Валерьевна рассказала о результатах работы по реализованным проектам за последние два года. В каждом из проектов были логично пройдены все этапы работы проектной деятельности: подготовительный этап, основной этап – непосредственная организация проектирования и осуществление проекта, заключительный этап – презентация результатов проектирования.
Педагог пояснила, что в ходе реализации данных проектов воспитанники достигали видимых результатов. Татьяна Валерьевна отметила, что использование проектной деятельности, как средства развития социально-коммуникативных качеств и компетенций у детей дошкольников, актуально и эффективно. С каждым новым проектом, расширяются знания детей об окружающем мире, дети учатся самостоятельному поиску информации, значительно обогащается словарный запас детей, они становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, интересными друг другу, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. В процессе проектной деятельности укрепляются детско-родительские отношения.
В заключение своего выступления Татьяна Валерьевна отметила, что технология проектов позволяет продуктивно решать задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, является уникальным средством сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей.
По третьему вопросу слушали сообщение Власовой Татьяны Викторовны, воспитателя МБДОУ г. Иркутска детского сада №182, которая представила свой опыт работы по теме: «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью авторского театра».
В ходе выступления Татьяна Викторовна развернуто рассказала и представила особенности организации работы в группе с детьми с ЗПР над социально-коммуникативным развитием детей посредством театрализованной деятельности через использование авторского театра. Подробно представила технологию изготовления театра в чемодане, театра в коробке, «хорсят» на палочке. А также раскрыла особенности применения видов театра в групповой, индивидуальной работе.
В результате целенаправленной работы по данной теме, Татьяна Викторовна может решать такие задачи, как: способствовать развитию социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР; навыков общения у ребенка, адекватного поведения, воображения и творческих способностей, через театрализованную деятельность; формировать у детей положительное отношение к окружающим, правильной самооценки; приобщать детей к театральной культуре, знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театров.
Выступление Татьяны Викторовны сопровождалось презентацией с насыщенным фотоматериалом. Коллеги дали положительную оценку представленному опыту, подчеркнули практическую значимость и возможность применения в работе воспитателей.
По четвертому вопросу слушали сообщение Будаиной Екатерины Владимировны, воспитателя из МБДОУ города Иркутска детского сада №182, которая представила свой опыт работы по теме: «Воспитание трудовых навыков у детей с ОВЗ». Екатерина Владимировна рассказала об особенностях воспитания детей и важности развития трудовых навыков у дошкольников имеющих интеллектуальные нарушения.
В результате целенаправленной работы по данной теме, Екатерина Владимировна может решать такие задачи как: совершенствование трудовых навыков у детей с ОВЗ; формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда; воспитание самостоятельности, бережного отношения к окружающему нас миру.
Представленный опыт Будаиной Екатерины Владимировны позволяет сделать вывод о том, что использование метода трудотерапии позволяет решать целый комплекс образовательных задач. При активном включении элементов трудовых поручений в свою работу можно адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ в обществе, а также добиться высоких результатов в освоении образовательных задач у детей с ОВЗ.
По пятому вопросу слушали сообщение Томилиной Татьяны Сергеевны и Кузнецовой Анны Викторовны, воспитателей МБДОУ города Иркутска детского сада №182, которые представили свой опыт работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о культуре и традиций русского народа». Представили методы, формы и приёмы работы с детьми по формированию у них устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
В результате целенаправленной работы по данной теме, Татьяна Сергеевна и Анна Викторовна могут решать такие задачи как: активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу; вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Присутствующие отметили, что Татьяна Сергеевна и Анна Викторовны проявили себя как опытные педагоги с высоким уровнем коммуникативной культуры и педагогической компетенции, умеют работать с аудиторией, грамотно, последовательно излагают материал, умеют заинтересовать слушателей. Исчерпывающе дают ответы на поставленные вопросы.
В ходе мероприятия по шестому вопросу воспитатели МБДОУ г. Иркутска детского сада № 36 Шапочанская Елена Владимировнаи Вяхирева Анна Михайловна представили опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие: ресурсы и практики дистанционного взаимодействия с родителями и воспитанниками в ДОУ».
В своем выступлении Елена Владимировна раскрыла актуальность, новизну данной темы, цели и задачи. Внедрение практических методов для взаимодействия с родителями и их детьми в такой образовательной области как «социально-коммуникативное развитие» помогает Елене Владимировне решать множество педагогических задач. Педагог представила серию консультаций для родителей старших дошкольников по теме «Здоровье и безопасность дошкольников» с приоритетным направлением социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Анна Михайловна отметила, что представленная ими форма взаимодействия наиболее актуальна, поскольку отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Многие воспитатели, по своему собственному опыту взаимодействия с родителями, убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках и пр. Исходя из выше представленной «статистики», консультации были разработаны педагогами с учетом восприятия и работы с информацией современными родителями, а именно понятные для них и удобные в использовании чек-листы, с использованием ИКТ и опорой на детскую психологию и педагогику. Вдохновившись подачей материала известного детского психолога Петрановской Л.В., в увлекательной форме, рассказывающей на страницах книги «Что делать, если …», как правильно поступать в сложных ситуациях, с которыми дети сталкивается в повседневной жизни, Анна Михайловна иЕлена Владимировна разработали серию консультаций для родителей воспитанников, основанных на живом, непосредственном общении, «проигрывании» жизненных ситуаций, чувств, переживаний и страхов ребенка. В чек-листы входят беседы с ребенком, вопросы, иллюстрации, подборка детской литературы, ссылки на художественные и мультипликационные фильмы, задания, игры по теме и пр.
Благодаря разработанным консультациям, включающим в себя все необходимые инструменты для педагогической «практики» взаимодействия, педагоги могут качественно взаимодействовать с детьми и их родителями.
Анна Михайловна отметила, что такая форма консультации вызвала у родителей одобрение. Родители их воспитанников в своих отзывах отмечали, что такой формат консультаций очень удобен в использовании, он всегда под рукой, не нужно ничего искать дополнительно в интернете, так как ссылки на книги, мультфильмы, текстовые документы с советами, правилами и пр. уже прикреплены к чек-листу.
Представленный опыт Шапочанской Елены Владимировны и Вяхиревой Анны Михайловны позволяет сделать вывод о том, что накопленные ими ресурсы и реализуемые практики социально-коммуникативного развития дошкольников дают новые ориентиры для взаимодействия с родителями и воспитанниками ДОУ, где главная цель заключается в формировании основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В ходе мероприятия по седьмому вопросу воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 153 Табитуева Любовь Даниловна представила опыт работы по реализации проекта на тему «Правила поведения в детском саду».
Любовь Даниловна обозначила актуальность, цель, задачи и этапы реализации проекта: создание ситуации (модель трех вопросов), выявление нежелательных ситуаций, обсуждение вариантов поведения, изображение нежелательных последствий, обсуждение рисунков, формулировка правил, создание и презентация книги правил. Раскрыла методы и приемы, используемые для достижения цели и задач проекта. Обозначила активную роль родителей в проекте. В ходе реализации проекта в группе улучшился микроклимат, дети стали внимательней, терпимей друг к другу, снизилась конфликтность, улучшились коммуникативные навыки. Дети учились договариваться, приходить к общему решению.
Присутствующие отметили, что Любовь Даниловна проявила себя как опытный педагог с высоким уровнем коммуникативной культуры и педагогической компетенции, умеет работать с аудиторией, грамотно, последовательно излагает материал, умеет заинтересовать слушателей. Исчерпывающе дает ответы на поставленные вопросы.
Далее по восьмому вопросу воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 153 Рынина Наталья Николаевна представила опыт работы на тему «Уголок уединения как средство социально-коммуниктивного развития у дошкольников».
Наталья Николаевна обозначила актуальность, цель, задачи создания и применения уголка уединения; обозначила требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной среды, в том числе о необходимости создания пространства для уединения. Представила правила, которыми может руководствоваться воспитатель при создании уголка уединения в группе.
Далее Наталья Николаевна при помощи презентации продемонстрировала оборудование уголка уединения и возможные варианты его использования: игры и оборудование для снятия психоэмоционального напряжения, релаксации; для обучения способам выражения гнева в социально приемлемой форме; для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению; игры и оборудование для отреагирования страхов; для повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; для обучения детей сотрудничеству и согласованным действиям; картотеки игр и упражнений для организации совместной деятельности педагога и детей и пособия для организации совместной деятельности педагога и детей.
Для эффективного применения уголка уединения Наталья Николаевна разработала картотеки дидактических игр и упражнений. Педагог отметила важную роль родителей в создании уголка уединения в группе.
Наталья Николаевна обозначила эффективность применения уголка уединения и полученные результаты работы: дети в группе стали более сплоченными, дружелюбными, спокойными, учатся договариваться друг с другом, справляться с негативными эмоциями, могут самостоятельно пользоваться оборудованием в уголке уединения. Родители принимают более активное участие в жизни группы, а также отмечают, что дети стали с большим удовольствием посещать детский сад.
Присутствующие отметили, что Наталья Николаевна проявила себя как опытный педагог с высоким уровнем коммуникативной культуры и педагогической компетенции, умеет работать с аудиторией, грамотно, последовательно излагает материал, умеет заинтересовать слушателей. Исчерпывающе дает ответы на поставленные вопросы.
В ходе мероприятия по девятому вопросу воспитатели МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97 Земзюлина Наталья Викторовна и Далбаева Светлана Александровна представили опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Наталья Викторовна отметила, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В своем выступлении педагоги познакомили с одной из форм взаимодействия с родителями (законными представителями) – технологией проектной деятельности.
Светлана Александровна обратила внимание, что реализация проекта носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители и социальные партнеры. Рассказала об этапах проекта, актуальность и значимость проекта, о взаимодействии с родителями через нетрадиционную форму работы — акция.
Педагог обратила внимание на то, что детям и родителям (законным представителям) была интересна тема проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, заданиях и выступлениях, которые им предлагали, а также в акции «Собери посылку солдату».
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в социально-коммуникативном развитии, но и в познавательном, речевом развитии детей. Дети стали дружнее, чаще приходить друг другу на помощь. Представленный материал сопровождался яркой, насыщенной, информативной презентацией.
Далее по десятому вопросу воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 83 Пархоменко Елена Сергеевна и Ходаковская Татьяна Андреевнапредставили опыт работы по теме «Формирование социально-коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста посредством проекта по патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты».
В своем выступлении Елена Сергеевна не только указала проблемы с развитием социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, но и познакомила с одной из форм обучения — технологией проектной деятельности.
Татьяна Андреевна обратила внимание, что реализация проекта носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители (законные представители). Рассказала об этапах проекта, актуальности и значимости проекта, о создании развивающей среды. Педагог обратила внимание на то, что детям была интересна тематика проекта, поэтому они с
Педагоги отметили, что проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в социально-коммуникативном развитии, но и в познавательном, речевом развитии детей. У детей пополнились знания о своём родном городе. Дети стали дружнее, чаще приходить друг другу на помощь.
Присутствующие отметили, что Елена Сергеевна и Татьяна Андреевна проявили себя как опытные педагоги с высоким уровнем коммуникативной культуры и педагогической компетенции, умеют работать с аудиторией, грамотно, последовательно излагают материал, умеют заинтересовать слушателей. Исчерпывающе дают ответы на поставленные вопросы.
В ходе мероприятия по одиннадцатому вопросу воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 174 Вологжина Олеся Викторовна и Синикина Инна Анатольевна представили опыт работы на тему «Использование коммуникативные игр для развития общения со сверстниками детей младшего дошкольного возраста».
Олеся Викторовна рассказала о том, что общение является важным элементом любой игры и обратили внимание коллег на важность коммуникативных игр, т.к. именно в младшем дошкольном возрасте зарождается общение между детьми и происходит социальное, эмоциональное и психическое становления ребёнка.
Инна Анатольевна представила сборник материалов для воспитателей «Коммуникативные игры для дошкольников». В этот сборник они включили не только игры с различными материалами, но и методические рекомендации для педагогов по развитию коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игр, а также перспективный план по проведению коммуникативных игр.
В ходе мероприятия по двенадцатому вопросу воспитатель МБДОУ города Иркутска детского сада № 146 Волчкова Елена Валентиновна представила опыт работы на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Елена Валентиновна раскрыла актуальность данной темы, цели и задачи, методы работы. В работе с дошкольниками одной из приоритетных целей дошкольного образования выдвигается нравственно-патриотическое воспитание. Очень важно в уже детстве заложить в душу ребёнка важнейшие принципы правильного поведения в жизни. В этом и заключается суть патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания. Педагог отобразила систему работы по проведению занятий, мероприятий, взаимодействия с семьёй и сотрудничества с Военно-патриотическим Центром «Вымпел-Байкал», которые способствуют реализации идей и принципов нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В результате проделанной работы, у детей формируется ценностное отношение к себе, к другим людям и к тому, что происходит в окружающем его мире, где вместо позиции «потребителя» у него сформировались внутренние смысловые позиции «наследника», «рачительного хозяина» и «защитника» своей родины – России.
Постановили:
Признать опыт работы выступающих положительным. Рекомендовать представленный материал к дальнейшему использованию в практической деятельности воспитателей.