28 февраля 2024 года на базе нашего детского сада прошло заседание методического объединения педагогов дошкольных образовательных организаций города Иркутска Свердловского района на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»
Целью данного мероприятия было привлечение внимания педагогических работников к проблеме формирования у дошкольников социально-коммуникативных навыков.
В начале заседания с приветственным словом участникам методического объединения обратилась исполняющий обязанности заведующего МБДОУ города Иркутска детского сада № 114 Юлия Николаевна Карташова
Далее руководитель МО заместитель заведующего МБДОУ города Иркутска № 97 Светлана Васильевна Тужикова ознакомила с программой заседания, напомнила о главных целях и задачах по социально-коммуникативному развитию дошкольников.
Программа заседания МО педагогов ДОО города Иркутска Свердловского округа № 5 на 28 февраля 2024 года на базе МБДОУ города Иркутска детского сада № 114
Фотоотчет с МО педагогов ДОО города Иркутска Свердловского округа от 28 февраля 2024 года
28 февраля в ходе мероприятия по первому вопросу воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 114 Лукьянова Елена Александровна и Драпеза Елена Ивановна представили опыт работы на тему «Технология коллекционирования в коммуникативном развитии дошкольников».
Елена Александровна отметила, что социально – коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Актуальность социально – коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Педагог пояснила, что задача современной дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств.
Елена Ивановна рассказала, что коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, вызывающих к размышлению. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности детей.
Педагог отметила, что многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть. Если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуально это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.
В своем выступлении Елена Александровна и Елена Ивановна представили несколько видов коллекции (коллективные, домашние, индивидуальны, эмоциональные, временные (по временам года, познавательные, социальные, коллекции лингвистической направленности «Вежливые слова», «Сладкие слова» и т.д.) Также представленный материал сопровождался яркой, насыщенной, информативной презентацией.
По второму вопросу воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 114 Кузнецова Наталия Владимировна и Тарасенко Наталья Николаевна представили опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через игру «Кубознайка»»
Наталия Владимировна отметила, что социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем педагогики. В окружении дошкольника часто наблюдается нехватка нравственных качеств (доброты, воспитанности, доброжелательности, речевой культуры общения). Самым действенным методом развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте – является игра, а именно развивающие игры.
Наталья Николаевна в ходе своего выступления представила методическое пособие кубик «Кубознайка», а также пояснила что «Кубознайка» — это не только классная игрушка для детей детского сада, это еще и мощное учебное пособие для детей, которые только начинают свой путь в удивительном мире знаний. Такой кубик очень необычный. Здесь представлена в увлекательной форме очень нужная информация для детей. Также кубик «Кубознайка» является универсальным инструментом для организации самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок обязательно заинтересуется яркой и интересной игрушкой – пособием, которую можно сделать на любую тему.
Педагоги раскрыли основные достоинства «Кубознайки». Наталия Владимировна пояснила, как можно использовать в работе данное методическое пособие, что в него могут играть не только дети, но и взрослые, так как это увлекательно и познавательно.
Присутствующие отметили, что Наталия Владимировна и Наталья Николаевна проявили себя как опытные педагоги с высоким уровнем коммуникативной культуры и педагогической компетенции, умеют работать с аудиторией, грамотно, последовательно излагают материал, умеют заинтересовать слушателей. Исчерпывающе дают ответы на поставленные вопросы.
В ходе мероприятия по третьему вопросу воспитатель МБДОУ города Иркутска детского сада № 81 Сергеева Елена Анатольевна представила опыт работы на тему «Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников»
Елена Анатольевна развернуто рассказала о том, что изучение основ финансовой грамотности в детском саду должно проходить в игровой форме, с использованием не только традиционных форм обучения, но и современных технологий, а также осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Так же Елена Анатольевна представила созданные ею дидактические игры, которые она использует в своей практической деятельности.
Благодаря использованию таких дидактических игр, как «Путешествие гномов в замок чародея», «Размен», «Что продается в магазине?» дети учатся не только решать финансовые задачи, но и развивают командный дух, умение совместно принимать решения, слушать друг друга, прислушиваться к мнению других.
Представленный педагогом опыт позволяет сделать вывод, что разработанные Еленой Анатольевной дидактические игры способствуют наиболее полной реализации процесса финансового образования дошкольников, помогают развивать нравственные основы финансовой культуры и нестандартное мышление в области финансов.
Далее по четвертому вопросу воспитатель МБДОУ города Иркутска детского сада № 165 Федорова Ольга Игоревна представила опыт работы на тему «Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП и ФГОС».
Ольга Игоревна раскрыла актуальность данной темы, цели и задачи. Отметила, что ребёнок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями, событиями, он играет со всем миром, если маленький ребенок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребёнком, здоров ли он.
Рассказала также, что новизна данной работы заключается в том, что она нацелена не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей: развитие коммуникативности, умения произвольно управлять своими чувствами и научить путем наглядности выходить из сложных ситуаций, выработать у ребенка способность продуктивно решать социальные проблемы.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ольга Игоревна представила вниманию аудитории различные игры, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников.
По пятому вопросу воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 162 Пироженко Любовь Александровна и Войтович Надежда Николаевна представили опыт работы на тему «Интерактивный игровой комплекс «Сбербанк».
Любовь Александровна пояснила, что актуальность данной методической разработки заключается в том, что одним из современных направлений в дошкольной педагогике – является финансовое просвещение детей. Ведь дети, ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.
Надежда Николаевна представила игровой комплекс, который создан для того, чтобы помочь детям освоить азы финансовой грамотности.
Педагоги пояснили, что с помощью этого интерактивного комплекса дети в игровой непринуждённой форме осваивают азы экономических знаний, получают первые уроки финансовой грамотности.
В ходе мероприятия по шестому вопросу воспитатель МБДОУ города Иркутска детского сада № 74 Устюгова Оксана Анатольевна представила опыт работы с мастер-классом по теме «Народный хоровод, как разновидность социально-коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников ДОО».
Присутствующие отметили, что целью своей работы по заявленной теме Оксана Анатольевна видит в приобщении дошкольников и их родителей к истокам традиционной народной культуры
Оксана Анатольевна раскрыла отражена актуальность темы, отметила, что родителям необходимы педагогические и психологические знания, особенно, касающиеся социально-коммуникативного развития детей. Главным направлением в своей работе педагог выделила введение в организованную образовательную деятельность игровых, коммуникативных и здоровьесберегающих технологий, а конкретно хороводных игр.
Оксана Анатольевна особо отметила, что хороводные игры обогащают коммуникативный опыт детей и их родителей, благодаря наличию мелодического и ритмического начала в хороводных играх совершенствуются двигательные навыки: дробный, топающий, переменный шаг, стремительный бег. Хороводные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.
Хороводы были ценнейшим воспитательным приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества
Также Оксана Анатольевна предложила всем присутствующим выполнить элементы китайская хлопково–ударной гимнастики, как одной из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, познакомила с фигурами хоровода, их значением. Затем провела хоровод. Завершили релаксацией «Круг благодарности» под спокойную русскую народную музыку.
По седьмому вопросу воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 123 Дмитриева Ольга Ивановна представила «Опыт работы по социально — коммуникативному развитию в группе раннего возраста».
Ольга Ивановна отметила, ранний возраст — уникальный период жизни ребёнка, когда у него формируются взаимоотношения с окружающим миром. И успешность этого процесса напрямую зависит от педагогов дошкольного учреждения. Особенно если речь идёт о детях раннего возраста, которые ещё не имеют опыта общения в коллективе детского сада.
Педагог представила разные виды деятельности и формы организации в работе с детьми раннего возраста. Результатом работы является эмоциональное благополучие детей, создание комфортной атмосферы, и как следствие — более лёгкая адаптация детей к режиму детского сада.
Представленный материал сопровождался яркой, насыщенной, информативной презентацией.
Присутствующие отметили, что Ольга Ивановна проявила себя как опытный педагог с высоким уровнем коммуникативной культуры и педагогической компетенции, умеет работать с аудиторией, грамотно, последовательно излагает материал, умеет заинтересовать слушателей. Исчерпывающе дает ответы на поставленные вопросы.
В ходе мероприятия по восьмому вопросу воспитатель МБДОУ города Иркутска детского сада № 89 Шуперт Василина Николаевна представила опыт работы по социально-коммуникативному развитию на тему «Формирование взаимоотношении со сверстниками с сюжетно-ролевой игре»
Василина Николаевна представила практический материал по данной проблеме. Обозначив цель и задачи работы, эффективные методы руководства детской игровой деятельностью. Раскрала этапы формирования социально-приемлемых форм поведения у старших дошкольников в процессе игры. Многообразие сюжетных игровых линий позволяет детям старшего дошкольного возраста адаптироваться в коллективе и осваивать различные социальные роли.
По девятому вопросу воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 220 ОАО «РЖД» Филатова Елена Сергеевна представила опыт работы по социально-коммуникативному развитию на тему «Проект «Семья – начало всех начал».
Елена Сергеевна отметила, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В своем выступлении педагог познакомила с одной из форм взаимодействия с родителями (законными представителями) – технологией проектной деятельности. Елена Сергеевна обратила внимание, что реализация проекта носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители и социальные партнеры. Рассказала об этапах проекта, актуальность и значимость проекта, о взаимодействии с родителями через нетрадиционную форму работы — акция.
Педагог обратила внимание на то, что детям и родителям (законным представителям) была интересна тема проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях. В результате реализации проекта «Семья — начало всех начал» дети узнали больше о себе и о своей семье: о членах семьи, традициях. Научились проявлять уважение и заботу к членам семьи. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Всё это приведёт к пониманию значимости семьи в жизни каждого человека.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в социально-коммуникативном развитии. Также Елена Сергеевна отметила, что дети стали дружнее, чаще приходить друг другу на помощь. Представленный материал сопровождался яркой, насыщенной, информативной презентацией.
В ходе мероприятия по десятому вопросу воспитатель МБДОУ города Иркутска детского сада № 162 Анисимова Юлия Германовна представила опыт работы на тему: «Лэпбук как средство социально – коммуникативного развития дошкольников при ознакомлении с национальной культурой и традициями нашей Родины»
В ходе выступления Юлия Германовна представила изготовленные лэпбуки, которые можно использовать и как часть занятия, так и в свободной деятельности. Работая с этими пособиями, можно решать такие социально-коммуникативные задачи как: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; умение составлять рассказы; развитие эстетических чувств и творческой активности, воображения. Используя игры с элементами арт-терапии, педагог побуждает детей выразить именно свой взгляд на ту или иную ситуацию.
Представленный опыт Анисимовой Юлии Германовны позволяет сделать вывод о том, что использование лэпбуков активно способствует социально-коммуникативному развитию ребёнка позволяет раскрыть, его творческий потенциал. Так же эти игры являются хорошим способом организации детей как на занятии, так и течении всего дня.
По одиннадцатому вопросу заслушали педагогов МБДОУ г. Иркутска детского сада № 162 Анюхину Валентину Николаевну, Молеву Татьяну Леонидовну и Пермякову Оксану Николаевну на тему «Инклюзивное занятие, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников».
Участники мероприятия отметили высокий уровень профессионализма Валентины Николаевны, Татьяны Леонидовны и Оксаны Николаевны, оригинальный творческий подход к работе с дошкольниками. Педагоги раскрыли цели и задачи данного опыта работы, познакомили с видами интегрированных занятий, используемых в работе. Представленный материал сопровождался яркой, насыщенной, информативной презентацией.
Далее по двенадцатому вопросу воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 123 Арефьева Наталья Сергеевна представила опыт работы на тему «Трудовое воспитание: опыт, проблемы, перспективы».
Наталья Сергеевна пояснила, что трудовое воспитание детей начинается именно с самообслуживания. Ведь умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, умываться, самостоятельно принимать пищу напрямую влияет на самооценку ребенка и является важным шагом на пути к его независимости. Педагог особо отметила, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Чтобы трудовое воспитание дошкольников имело положительный результат самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.
В ходе мероприятия по тринадцатому вопросу воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 165 Арбузова Евгения Викторовна и Баторова Галина Николаевна представили опыт работы по социально-коммуникативному развитию на тему «Создание условий по раннему профессиональному самоопределению детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Евгения Викторовна раскрыла актуальность данной темы, цели и задачи. Педагог отметила, что профессионально важные человеческие качества надо не только «выявить», но и во многом и «заложить» в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только взрослого, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о том или ином варианте самоопределения. Процесс профессионализации начинается, как правило, не с выбора специальности, а с обобщенных устремлений ожиданий и представлений о жизненном пути, так или иначе отражающихся в самосознании.
Галина Николаевна пояснила, что главная цель ранней профориентации детей — развитие позитивного отношения ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности, «проиграть» различные виды профессий, получить эмоциональный отклик на тот или иной вид деятельности. Свою задачу, как воспитателя, Галина Николаевна видит в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей.
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В зависимости от способностей, 8 психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Педагоги представили дополнительную общеразвивающую программу по раннему профессиональному самоопределению для дошкольников «В мире профессий».
Постановили:
Признать опыт работы выступающих положительным. Рекомендовать представленный материал к дальнейшему использованию в практической деятельности воспитателей.