Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

Детский сад № 71

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул. 4-я Железнодорожная, 79

Новости
Контакты

         Летом на площадке наиболее часто дети  играют с песком.  Этот природный   материал  пользуется у детей  исключительным  вниманием. Если даже нет никакого дополнительного материала, дети все же находят способы применения песка в игре: они берут песок горстями и, как сквозь решето, просеивают его между пальцами.

Просто играют. Просто, да не просто. Песок – это и забава, и игра. Но, кроме того, это ещё и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Судите сами. Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, ребенок обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, возня с песком влияет на интеллектуальное развитие. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все. Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных песчаных миров будет создавать ребенок, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. И наконец, песочница – это то, место, где ребенок проходит первую школу социализации. Иными словами, осваивает азы взаимоотношений с себе подобными.

        Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивает фантазию. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков.  Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимет настроение, способствует возникновению положительных эмоций. При игре с песком дети знакомятся с его свойствами, радуются легкой податливости песка, его текучести, способности принимать любую форму. В последнем дети наглядно убеждаются, когда выкладывают из песочных формочек сырой песок. Песок и вода часто служат стимулом к различным сюжетным играм. Например, положив сырой песок в стаканчик из пластмассы, дети «продают мороженое».Игры с песком оказывают благоприятное влияние на развитие детского воображения, сообразительности, устойчивости внимания, и главным образом — на развитие и усовершенствование мелких координированных движений пальцев и рук.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

  • Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка)
  • Познавательные (с их помощью познается многогранность мира)
  • Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие детей) 

Как проводится «терапия» песком?

       Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок, перетирать его между пальцами, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: «Мне нравится погружать руки в этот песок», «Я чувствую тепло песка», «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони», Мне приятно», «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). Пальчики «гуляют по песку», «танцуют» на песке, «играют как на пианино», «работают на компьютере», прыгают, выполняют зигзагообразные движения и т.д. Эти упражнения наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Погрузив кисти рук в песок, ребенку нужно ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Игра усложняется, если это упражнение проделать во влажном песке. Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравиться им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия и величину (большой, маленький, средний). Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, «продавать», перевозить, лепить из него «угощения» и т.д. 

        «Песочная терапия» — это и возможность обучения предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природного материала (кусочков дерева, веток, шишек, камушков) они сооружают  реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентировка, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке можно рисовать (пальцем, палочкой). Таким образом, «песочная терапия» позволяет:

  • Стабилизировать психоэмоциональное состояние.
  • Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику.
  • Стимулировать развитие сенсорно- перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность
  • Развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).
  • Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
  • Разнообразить способы сотрудничества.

         Игры и упражнения с объектами неживой природы успешно используются в работе с детьми с умственной отсталостью, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их можно также предложить детям, имеющие сенсорные нарушения. Выбирая материал, важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.

В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:

  • Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей.
  • Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей.
  • Дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка
  • Использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указания на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указательные пути решения, демонстрацию способа решения.
  • Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения.
  • Создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации.
  • Связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.

         Дошкольный возраст — это  период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение  с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения  со сверстниками. Весь период детства  с 3 до 7 лет просматривается как неудержимое, стремительное развитие психических свойств. Развитие самосознания ребенка от 3 до 7 лет дает основание говорить о детской личности. Игры с песком используются в процессе специализированных занятий, целью которых является математическое развитие, развитие речи, обучение конструированию.Такие игры формируют у детей представления о непрерывности, о величине и форме. Включение в игры с песком мелких игрушек, различного природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов) расширяет возможности математического развития детей, позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство. В зависимости от предлагаемых взрослым ситуаций ребенок прячет (закапывает) определенное количество игрушек в песок и достает (выкапывает) их из песка. На поверхности песка, насыпанного в таз или в песочный ящик, дети изображают различные геометрические фигуры, цифры. Например, пальцем или палочкой они рисуют цифры, геометрические фигуры, различные изображения, то есть ориентируются в замкнутом двухмерном пространстве песочного ящика или таза.

Игры с песком

        Давайте познакомим наших детей с основными свойствами сухого и мокрого песка. Предлагаю вам множество разнообразных игр, связанных с этими материалами. Предложив ребенку сыграть в эти игры, вы наверняка услышите восторженное согласие.

Изучаем свойства песка и «печем куличи»

        Любому ребенку игра с песком доставляет большое удовольствие. Предложите ему инструменты: совочек, ведерко, формочки разного цвета, объема и конфигурации, грабли, воронку и небольшое сито, а также пластиковые баночки и бутылочки, и он часами будет копаться в песочнице, насыпая песок в формочки и ссыпая его обратно. Обратите внимание ребенка на то, что песок может быть сухим и влажным.

       Сухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите детям, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку;  как  через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше,  чем через широкое. Расскажите, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.

        Детям постарше для исследования песка можно дать лупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с детьми внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание  на то, что они разной формы и размера. Расскажите детям, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.

       Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего, обратите внимание детей на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не  сыплется,  но зато  из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.

         Можно предложить детям испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом, дети познакомятся в игре с новыми для них математическими понятиями.

        В другой раз возьмите с собой на прогулку набор игрушечной посуды, с которой дети смогут  поиграть в «Столовую». Юный повар будет готовить обеды из трех блюд для своих кукол. Тут песок будет выступать уже не только в роли муки и теста, но и в качестве крупы, соли и сахара. Для приготовления первых и вторых блюд повару понадобится вода, а трава, цветы и листья пригодятся для салатов.

        Может быть, дети организуют и другую игру — «Гости», в которой одна кукла пригласит на праздничный обед других. Задача взрослого — подсказать детям тему для новой игры, а они уже приложит собственную фантазию. Показывая  детям игры с песком, предупредите их, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательными и следить, чтобы песок случайно не попал в глаза.

Строительство из песка

        Отправляясь  на прогулку, возьмите с собой не только ведерки и лопатки, но и различные машинки (большие и маленькие). Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки. Покажите детям, как построить мост. Для этого с помощью ведерка сделайте два куличика или две песчаные горки на небольшом расстоянии друг от друга, а между ними перекиньте дощечку — по такому мосту могут проехать машинки или пройти куклы. Под мостом вполне может проезжать поезд или плыть кораблик. Чтобы машинки могли выехать на мост и съехать с него, присыпьте песок к «опорам» моста с двух внешних сторон.

        В хорошо увлажненном песке можно сделать туннель и без использования  дополнительного строительного материала. Для этого песок насыпьте горкой, а через ее основание параллельно поверхности земли совком или рукой проделайте сквозное отверстие. Если отверстие не делать сквозным, то получится неплохой гараж для маленьких машинок.  Сочетая разные виды построек — дороги, туннели, мосты, песчаные горки, — можно построить трассу. Можно создать и целый город с площадями, скверами, домами и гаражами. Как в любом городе, здесь будут перекрестки, мосты, подземные переходы. Для того чтобы игра стала еще интереснее, можно заранее изготовить из плотного картона плоскостные изображения  домов,   светофоров, деревьев, людей и прикрепить  к  ним палочки с заостренными концами. Можно предложить построить детскую площадку для кукол, сделав на ней клумбу, скамейку, дорожки. Для этого пригодится и имеющийся под рукой природный материал: шишки, камешки, желуди, веточки, листочки, цветы.Если есть набор мелких игрушек «Дикие животные», то можно организовать в песочнице настоящий зоопарк, огородив его насыпным забором, сделанным с помощью ладоней. Можно использовать в строительстве и формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Получится хороший пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя.Используя набор игрушек «Домашние животные», предложите ребенку построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядки для овощей, разбить клумбу. На лугу будут пастись корова, овцы, около дома будет стоять лошадка, ожидая хозяина, а возле будки — сидеть сторожевой пес. Дом можно сделать так: отделите от песчаной горки лишние части песка и, приглаживая оставшийся песок фанеркой, придайте ему желаемую форму. Забор формируется из песка ладонями в виде вала или делается с помощью воткнутых в песок спичек (палочек). Из них можно изобразить в доме окно и дверь.

Желаем Вам хорошего летнего отдыха!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.