Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 78

Учреждение Образования: г. Иркутск, ул. Байкальская, д.245

Новости
Контакты

Советы педагога-психолога Буйначёвой В.О.

Нейрогимнастика или «гимнастика для мозга» в работе педагога-психолога

Более пяти лет я практику. нейрогимнастику. Сначала я сама выучила все упражнения и отметила значительное улучшение своей мозговой деятельности. Конечно, я подключила к этому и своих детей. Было весело и задорно, когда не получается смеемся, а потом радуемся результатам, это «игра» нас сблизила. Всем известно, что общая деятельность объединяет.

Что нам известно о нейрогимнастике или «гимнастики для мозга»? Методика активирует природные механизмы работы мозга с помощью физических упражнений, объединяет движения и мысли. В данном процессе участвует ум и тело, поэтому такие упражнения еще называются кинезиологическими упражнениями. Идет развитие психофизических функций и координации движений. Они снимают стрессовые телесные зажимы, восстанавливают проводимость сигналов между мозгом и другими частями тела. Конечно, нейрогимнастика активизирует творческие способности, внимание, мышление, запускает речь.

Немного истории. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри. В своих работах он показал, что правое и левое полушария мозга разделяют между собой обязанности: левое полушарие решает логические задачи, а правое – творческие. Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов д-р Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э.
Упражнения нейрогимнастики Пола Денисонна очень просты, их можно выполнять где угодно, они интересны, на их выполнение не требуется много времени, а также они эффективны для любого возраста. В настоящее время Гимнастику Мозга преподают более чем на 40 языках и применяют дома, в школе, в бизнесе, спорте, искусстве более чем в 80 странах.

ВНИМАНИЕ! Нельзя путать! При выполнении упражнений работают парами руки и ноги, но многие родители зачем-то начинают праворукого ребенка учить писать, держать ложку левой рукой. Искусственно не надо делать ребенка амбидекстром. Не гонитесь за «генеальностью», каждый ребенок уникален от рождения. Самые замечательные детки – «нормотипичные».

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как дефицитарность фонового компонента ВПР (высшие психические функции), гиперактивность, дефицит внимания, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, сложности в адаптации, психогенные расстройства, сенсорная дезинтеграция, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Так как мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологическим созреванием.

Условия гармоничного развития:

  1. Зрелость мозгового субстрата (кора головного мозга, субкортикальные образования, нейронные связи между ними)

  2. Востребованность функций извне (социальный генез когнитивных функций, определяющая роль взаимодействия со взрослыми).

И. Сонер писал: «Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг».

Используя комплекс нейропсихологических упражнений, я координирую работу правого и левого полушарий, развиваю взаимодействие тела и интеллекта, способствую возбуждению определенного участка мозга, помогаю включить нейродвигательный механизм, который в свою очередь развивает координацию движений и психофизических функций. Все это стимулирует процессы, которые увеличивают число нейронных связей в голове и совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.

Задачи педагога-психолога при использовании в работе нейрогимнстических упражнений:

  1. Развитие межполушарной специализации;

  2. Развитие межполушарного взаимодействия;

  3. Развитие комиссур (межполушарных связей);

  4. Синхронизация работы полушарий;

  5. Координация работы мозга и тела;

  6. Развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка;

  7. Развитие ручной моторики;

  8. Развитие оптико и квазимоторных представлений;

  9. Развитие когнитивных способностей (внимание, мышление, память);

  10. Развитие сенсорных каналов органов чувств;

  11. Развитие произвольного контроля;

  12. Стабилизация общего тонуса организма (снятие синкинезий и мышечных зажимов);

  13. Укрепление психосоматического и эмоционального статуса;

  14. Коррекция поведенческих проблем;

  15. Развитие межличностных взаимодействий и коммуникативных навыков.

Самое популярное упражнение нейрогимнастики это маршировка, этом упражнении было самое популярное в Советском союзе. Вот почему столько много было ученых и нобелевских лауреатов. Устали – маршируйте! Гуляете в лесу – маршируйте! Перекрестные движения руками и ногами – главное упражнение «гимнастики для мозга», известной во всем мире как Brain Gym. Маршируйте, когда устаете и ничего не хочется делать. Чувство бодрости придет мгновенно. Как бонус – за счет синхронизации правого и левого полушарий активизируется ментальная деятельность и думаться будет быстрее, а думы станут легче!



Мое основное направление в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР, подготовить благодатную психологическую почву для работы с детьми учителю-логопеду, который начнет корректировать речь ребенка. Наша работа с учителем-логопедом Крюковой Анной Витальевной строится на поэтапности, доступности материала, индивидуальности и интеграции с другими видами деятельности в коллективной, групповой и индивидуальной работе. За последние три года работы во взаимодействии мы добились видимых результатов.

С 2023 года мы присоединили родителей детей из групп ТНР. Дети опережают своих родителей, но это всех радует, потому что мы, как родители, всегда хотим, чтобы наши любимые детки стали лучше и умнее нас.

Нейрогимнастика полезна для любого возраста, она легло доступна и финансово не затратна. А Альцгеймер и деменция нас не догонят.

С любовью ваш педагог-психолог Буйначёва Виктория Олеговна

Работа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

(ТНР или логопедические)

или «работа невидимого фронта»

 Как построена работа педагога-психолога в «логопедических» группах, так в простонародье называют группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста. Начнем с того, что нарушения речи это уже есть отклонение от нормы, то есть задержка речевого развития (ЗРР) с сохранным интеллектом. НО, не путайте с ЗПР (задержкой психического развития).

Эти два диагноза при слаженной совместной и своевременной работе специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога (для ЗПР)) с родителями, очень быстро корректируются, и дети становятся нормотипичными.

Когда детки попадают в «логопедическую» группу, то у них есть заключение от ПМПК, в котором конкретно прописаны направления коррекционной работы для педагога-психолога и учителя логопеда.

Главные направления коррекционной работы педагога-психолога — помощь:

  • в адаптации;

  • в формировании, коррекции и развитии коммуникативных и социальных компетенций;

  • в формировании, коррекции и развитии эмоционально-волевой сферы;

  • в формировании, коррекции и развитии пространственно-временных представлений;

  • в развитии произвольной регуляции деятельности;

  • в развитии игровой деятельности.

 

Каждый ребенок индивидуален, поэтому в сентябре месяце идет тестирование по рекомендованным ПМПК направлениям. По результатам диагностики проходят индивидуальные консультации с родителями или законными представителями.

В сентябре месяце начинается программа по адаптации ребенка в новой группе компенсирующей направленности детей с ТНР. Новый воспитатель, новые друзья и специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед). Далее программа по адаптации плавно переходит в коррекционную работу рекомендованную ПМПК.

Родители и законные представители детей с ТНР могут индивидуально обратиться за помощью к психологу с запросом (энурез, энкопрез, застенчивость, гиперактивность и т.д.)

В нашем МБДОУ г. Иркутска № 78 есть только группы с тяжёлыми нарушениями речи (логопедические). Но при выявлении детей с ТНР есть детки, которым ПМПК ставит диагноз ЗПР. Так как речь, у нас это психическая функция, и если вовремя не заниматься развитием речи, то следующий диагноз – задержка психического развития. Этого диагноза не надо боятся, он корректируется за 2-3 года работы с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом. Для таких деток есть тоже группы развития. Но в других садах.

Уважаемые родители и законные представители, диагноз ЗПР это не на всю жизнь. ВСЕ ИСПРАВИМО!!! Также не надо пугаться названия «коррекционные» группы, занятия. В этом слове нет ничего страшного. Слово «коррекция», это то, что можно исправить, это наши профессиональные слова в педагогике.

Сейчас рассмотрим все направления от ПМПК

Направление «помощь в адаптации» я пояснила, теперь рассмотрим помощь в формировании, коррекции и развитии коммуникативных и социальных компетенций.

Задачи:

— сформировать умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

— сформировать умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

— помочь овладеть невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

— сформировать умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

— дать представление о нормах и правилах речевого этикета и сформировать умение использовать их в зависимости от ситуации,

— помочь овладеть навыками разрешения конфликтных ситуаций.

 

«Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова).

Следующее направление – помощь в развитие эмоционально-волевой сферы, которая является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. Для этого ребенку необходимо сознавать и контролировать свои эмоции. Общение друг с другом будет эффективнее если участники способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Поэтому надо помнить, что, увлекаясь телевизором, компьютером и гаджетами, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, тем самым не развивают чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Рассматриваем помощь в развитии пространственно-временных представлений. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве и времениДля ребенка дошкольника время и пространство наиболее сложные категории познания. Поэтому, педагог-психолог развивает зрительно-пространственную ориентировку у детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность, что в свою очередь помогает совершенствовать лексический и грамматический компонент речи у детей.

Одно из направлений в формировании личности дошкольника является помощь в развитии произвольной регуляции деятельности у детей, которое включает в себя следующие аспекты:

  • умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам и требованиям;

  • умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация;

  • умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков;

  • способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо;

  • умение подчинять свои минутные интересы и желания.

Ребенку уже в дошкольном возрасте доступна произвольная регуляция поведения и деятельности, но только при условии, что он умеет управлять своими действиями в соответствии с общественными правилами и нормами.

Произвольным поведением называется сознательная регуляция деятельности, определяемая поставленной целью, – способность ребенка целенаправленно и преднамеренно планировать, управлять и оценивать собственные действия.

Произвольная регуляция поведения у детей начинает проявляться при выполнении несложных действий, направленных на преодоление затруднений и обусловленных потребностью, когда выполнять не хочется, но очень надо. На этом этапе большое значение имеют систематические указания и требования взрослого.

Основная задача педагога или родителя – смоделировать ситуацию, поставить малыша в такие условия, чтобы у него возникла необходимость проявить волевые усилия и справиться с посильными препятствиями. При этом ребенку предоставляется возможность контролировать собственные движения и позу, например, не вертеться, сидеть спокойно и слушать педагога.

В становлении произвольной регуляции поведения большое значение имеет игра, так как именно в ее рамках у ребенка формируются навыки управления своими действиями и подчинения личных желаний принятым правилам. В дальнейшем механизмы регулирования и самоконтроля, которые сложились изначально в игровых занятиях, проявляются и в других видах деятельности.

Произвольность подразумевает наличие образца поведения и обязательного контроля, переходящего в самоконтроль.

И самое интересное направление, это помощь в игровая деятельности, через которую мы – педагоги- корректируем все остальные направления. Дидактическая, сюжетно-ролевая игра имеют не только познавательную направленность, но и самое важное — правила игры, которые и помогают ребенку освоить в игровой форме сложные модели поведения.

В игре примером для подражания является поведение других людей, чей образ копирует ребенок, а отнюдь не моральные нормы и требования общества.

Вот так кратенько, без лишних слов, я рассказала невидимую работу педагогов-психологов. Которую не увидеть, не услышать.

Про работу психологов можно сказать, что это «серые кардиналы», помогающие всем участникам образовательного процесса сформировать знания, умение и навыки у дошкольников.

 

С любовью ваш педагог-психолог Буйначёва Виктория Олеговна