Детский сад № 79, Rused - Единая сеть образовательных учреждений.
Пользуясь сайтом, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных X закрыть
Rused.ru launch

Детский сад № 79

Учреждение Образования: город Иркутск, улица Розы Люксембург, дом 341а

Логопед советует

20.10.2014 г.                                                               

Консультация для родителей "Учусь говорить. Связная речь."

Одной из задач развития речи ребёнка в дошкольном возрасте является обучение рассказыванию. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Рассказ помогает выявить запас слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. Развитая связная речь помогает в общении, способствует формированию мышления детей, различных его качеств. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, ребёнок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, появляются новые умения и знания, а значит, совершенствуется речь детей. В свою очередь, постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он всё совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно - познавательной деятельности. Но мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении со взрослыми и сверстниками. По мере роста ребёнка общение усложняется по своему содержанию, а это ведёт к усложнению речевых форм, в которых оно протекает. Речевое общение – понимание речи и активная речь развивается постепенно. Овладение связными формами высказываний - сложный длительный процесс, требующий умелого воздействия и руководства взрослых.

В дошкольном возрасте дети легко осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую дети- дошкольники не закончив одной части высказывания, переходят к другой, с совершенно новым содержанием, без соблюдения связи в речи . Необходимо учить ребёнка передавать пространственную и временную последовательность событий, которые объединяют отдельные фразы в целостное высказывание.

Речевому общению ребёнка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является основой взаимоотношений взрослого и ребёнка на первом году жизни, который является подготовительным периодом в развитии речи. Но для развития речи ребёнка недостаточно только эмоционального общения. Необходимо проговаривать то, что вы делаете: «на куклу», называть конкретные предметы, которые даёте ребёнку: «это мяч», называть действие предмета: «машина едет» и т. д. На фоне предметного общения происходит первоначальное усвоение слов, и на этой основе начинает развиваться собственно речевое общение. Речевая активность и умение разговаривать воспитываются в основном, в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей В процессе общения малыш вместо слов произносит отдельные звуки, звукосочетания, звукоподражательные слова. По мере овладения словарём он начинает пользоваться словами как средством коммуникации в общении сначала со взрослыми, а потом с детьми.

На втором году жизни ребёнок использует речь по собственной инициативе, обращаясь ко взрослому по различным поводам. По этой речи можно судить как дети владеют словарным запасом и другими языковыми средствами. Главной задачей в этом возрасте является развитие активной речи. Детей необходимо учить понимать названия предметов, признаков и действий предметов, понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки, выполнять несложные поручения. Во втором полугодии второго года жизни они могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы, передавать в нескольких словах ранее полученные впечатления.

Для детей третьего года жизни доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Малыши ещё допускают ошибки в построении предложений, ведь они только начинают овладевать умением ясно излагать свои мысли.

Взрослому необходимо поддерживать речевую инициативу детей, если ребёнок молчит, взрослому надо приговаривать, общаясь с ним, называть свои действия, побуждать к речевой деятельности. Для формирования навыков разговорной речи используйте приём словесных поручений. При этом давайте ребёнку образец словесной просьбы, иногда предложить её повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Используйте совместное рассматривание картинок, книг, рисунков. Побудить к собеседованию могу небольшие рассказы взрослого об увиденном. Они вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания. Большие возможности для речевого общения представляют совместные игры со взрослым, трудовые действия. Они закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Обучение разговорной речи и её дальнейшее совершенствование является основой формирования монологической речи. В диалогической речи малыши ещё употребляют короткие неполные фразы, не всегда могут сформулировать вопрос, при использовании сложноподчиненных предложений опускается главная часть. Ситуативность речи остаётся преобладающей, хотя идёт развитие и контекстной речи, т. е. которая понятна сама по себе.

К концу третьего года жизни дети хорошо понимают обращённую речь, реагируют на обращение, отвечают на вопросы и отвечают в соответствии с ним, вступают в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания, могут задать вопрос, сообщить о эмоционально значимых для них фактах, попросить разрешения. Ребёнок свободно пользуется простыми предложениями, в основном, правильно их оформляет.

К четырём годам ребёнок активно начинает пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнения, определения. В диалогической речи дети употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует полного высказывания. Нередко вместо формулировки ответа неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют сформулировать вопрос, дополнить высказывание. Структура речи ещё несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть, обычно начиная с союзов: потому что, что, когда. Рассказы детей в основном копируют рассказ взрослых, дети не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остаётся преобладающей, хотя идёт развитие и контекстной речи, то есть речи, которая понятна сама по себе.

К окончанию среднего дошкольного возраста (к 5 годам), при нормальном речевом развитии ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Может самостоятельно пересказывать небольшие рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составлять описательные и сюжетные рассказы, сочинять простые загадки.

У детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет) развитие связной речи достигает довольно высокого уровня, и главной задачей в этом возрасте является совершенствование монологической речи.

В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развёрнутым ответом в соответствии с вопросом. Появляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. Происходят изменения в содержании и форме детской речи.

Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают своё мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются названием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные свойства и признаки, дают наиболее полный развернутый анализ предмета или явления. Ребёнок может рассказать о просмотренном спектакле, виденном в поездке, на утреннике в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа. Может рассказать о своих планах. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной. Ребёнок может пользоваться речевыми интонационными средствами выразительности: темпом, ритмом речи, логическими ударениями.

К окончанию дошкольного возраста дети умеют давать аргументированные оценки поступков людей, используют в речи нормы принятого вежливого речевого обращения, знают способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях точно и правильно подбирают слова, характеризуют особенности предметов, строят свои высказывания логично и последовательно, составляют рассказы по картине, серии картин, данному началу рассказа. Проявляют интерес к самостоятельному сочинению. Активно используют в повседневной жизни речь- доказательство, объяснительную речь, речь- рассуждение, речь- планирование.

К сожалению, обследование детей показывает, что не у всех детей речь соответствует возрастной норме, даже в конце дошкольного периода. Важная задача родителей вовремя заметить эти нарушения и оказать помощь своему малышу. Для этого совсем не обязательна помощь специалистов, надо просто обращать внимание на речь своего ребёнка, вовремя поправлять, в ненавязчивой игровой форме давать образцы правильной речи. Ведь самый главный учитель вашего ребёнка- это вы сами.

Подготовила: учитель- логопед Е. А. Подольская по материалам работ В.И. Логиновой, О. Н. Сомковой, Ф. А. Сохина.

24.02.2014 г.

Важная информация для родителей!!!


Уважаемые родители! Когда ребенок нуждается в помощи логопеда, вне зависимости от того посещает он детский сад или нет, родители стараются выбрать то учреждение, где есть такой специалист.
Но проходит время, а ребёнок по — прежнему посещает массовую группу и не получает необходимой помощи. Почему это происходит, вы узнаете, если внимательно ознакомитесь с данной информацией.

1. Вы поздно оформили своего ребёнка в детский сад и группа для детей с нарушением речи уже укомплектована.
2. Речевой диагноз вашего вашего ребёнка не соответствует диагнозу, подлежащему основанием для зачисления в группу для детей с нарушением речи.
3. У вашего ребёнка речевой диагноз, подлежащий для зачисления в группу для детей с тяжёлым нарушением речи, но у вас нет направления департамента образования в соответствующую группу. 

Какие шаги надо предпринять чтобы избежать подобных ошибок?
1. Если вашему ребёнку исполнилось четыре года, а вы считаете, что его речь не соответствует возрасту и в детском саду нет логопеда, или вы ещё не посещаете дошкольное учреждение, обратитесь за консультацией к логопеду детской поликлин
ики.
2. Если ребёнку поставлен предварительный диагноз «Общее недоразвитие речи», вам необходимо взять выписку из истории развития у педиатра по месту наблюдения, пройти узких специлистов: невролога, окулиста, отоларинголога. Если ребёнок состоит на учёте у ортопеда, необходимо обратиться и к нему. Взять педагогическую характеристику у воспитателя вашей группы. Если ребёнок не посещает дошкольное образовательное учреждение, характеристика не нужна.
3. Обратиться в областной психоневрологический диспансер к детскому районному психиатру.
4. Обратиться в городскую постоянно действующую медико - психолого- педагогическую комиссию (МППК). 
5. Если специалисты МППК подтверждают диагноз «Общее недоразвитие речи», необходимо встать на очередь в департамен
те образования в детский сад, который вы выбрали, в группу для детей с тяжёлым нарушением речи. Основанием для постановки служит выписка из протокола МППК.
6. Добиваться перевода ребёнка до обследования нет необходимости. Ожидайте очереди для зачисления в группу с нарушением речи, посещая своё образовательное учреждение.

Районный психиатр: пер. Аркадия Сударева 6, тел: 24-39-25
Городская МППК: Ул. Рабочего штаба 9, тел: 77-87-90

24.02.2014 г.

 

Четыре возможных причины неправильной речи вашего малыша 

Вам кажется, что ваш малыш говорит не очень хорошо? Среди возможных причин есть такие, которые не пройдут с возрастом, и следует как можно раньше обратиться к специалистам.

Причина первая

У вашего малыша неправильное строение челюстей и зубов. Если зубы деформированы, неправильно расположены или отсутствуют вовсе, то это вполне может стать причиной неправильного произношения слов. Также дефекты дикции могут проявляться из – за слишком выступающей вперед нижней или верхней челюсти. При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильной артикуляции условие – образование очень узкой (1 – 2 мм) щели между верхними и нижними резцами. В этом случае врачи рекомендуют поставить малышу так называемые пластинки – скобы. Они исправят прикус, вернув речи нормальное звучание.

Причина вторая

Слишком маленький или слишком большой язык. Этот дефект тоже затрудняет нормальную артикуляцию звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования. Этот дефект в речи можно устранить лишь при помощи специальных логопедических упражнений.

Причина третья

Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное – он не может подниматься вверх. При этом могут страдать произношение звуков Л, Ш, Ж, артикуляция которых требует подъёма языка вверх, также страдает произношение «Р» при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). Избавиться от этого недуга можно при помощи несложной операции, когда ребенку слегка подрезают уздечку. Уздечку подрезают только в случае, если она очень короткая, в большинстве случаев её можно растянуть до нужных размеров специальными упражнениями.

Причина четвертая

Недостаточная подвижность речевых органов. На самом деле, это не одна проблема. Слабая подвижность речевых органов состоит из нескольких нюансов. Чаще всего, встречаются парезы (слабости) мышц и отдельных мышечных групп языка. В этом случае язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильной артикуляции звуков. Например, при слабости мышц кончика языка н не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Избавиться от этого можно только при помощи специальных логопедических упражнений.

Уважаемые мамы и папы, будьте внимательны к речи своего ребенка. И если ему уже 3 года, а он неправильно говорит, и у вас есть подозрения, что в строении речевых органов есть какие – либо отклонения (см. причины 1, 2, 3) есть повод проконсультировать его у ортодонта..

В нашем городе такая помощь оказывается на ул. Подгорной – 68.

Тел: 20 – 93 – 31

Если вы обнаружили у малыша причину№ 4, помогите ему, выполняя с ним упражнения для укрепления мышц речевого аппарата перед зеркалом 3 – 5 раз по 5 – 10 сек каждое упражнение. Весь комплекс – 3 – 5 раз в день по 5 – 6 минут.

Лягушка: Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «И». Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Слон: Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «У»

Лягушка – слон: Чередование положений губ: улыбка – трубочка. Упражнение выполняем ритмично, под счет.

Рыбка: Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Качели: Рот широко открыт (как для произнесения звука «А». Ритмично меняем положение языка: а) кончик языка за верхними резцами; б) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок.

Часики: Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта. Подбородок не двигается!

Лопаточка: Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе в течение 5 – 10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом : пя – пя – пя

Лопаточка – иголочка: чередование положений языка: широкий – узкий.

Горка: рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5 -10 сек. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику и наоборот, язык выдвигаем из ротовой полости как можно дальше. Подготовила: учитель-логопед Подольская Е. А.

 

3.12.2013 год                                

Комментарии к вопросу родителей о правилах зачисления в «логопедическую группу».

 Почему мой ребёнок не зачислен в «логопедическую группу»?

Почти у всех родителей при выборе детского сада для ребёнка, возникает много вопросов. И часто они интересуются, есть ли в детском саду логопед? Так как считают, что если у ребёнка возникнут проблемы с речью, то он обязательно будет посещать так называемую в обиходе «логопедическую группу». Но проходит время, ребёнок, не произносящий звуки (это нарушение чаще всего замечают родители), не получает помощи от логопеда. Для того, чтобы предотвратить ваше недоумение, постараюсь ответить на наиболее часто возникающие вопросы.

В нашем детском саду 2 группы для детей комбинированного вида, их посещают дети с тяжёлым нарушением речи. Старшая группа ( первый год обучения), возраст детей с 5 до 6 лет, подготовительная к школе группа (второй год обучения) с 6-7 лет. Нормативная наполняемость группы - 10 человек. В каждой из групп работает учитель- логопед, который занимается исправлением речи детей, зачисленных в группу, со всеми детьми, посещающими детский сад, и имеющими какие- либо нарушения в речи, учитель — логопед не занимается.

Если вашему ребёнку на 31 августа следующего учебного года исполняется 4 года 10 месяцев, то он обязательно подлежит обследованию в ноябре - декабре текущего года. Обследование проводиться только с письменного согласия родителей или законных представителей (опекунов). Согласие бабушек и дедушек и других близких родственников, если они не являются опекунами, не имеет законной силы, и такой ребёнок обследованию не подлежит. Чтобы не возникало недоразумений, внимательно читайте имя, фамилию, дату рождения ребёнка, когда ставите свою подпись на согласие, и указывайте степень родства (мама, папа). Обследование проводится без присутствия родителей на основе прослушивания общего звучания речи, выполнения заданий с использованием картинного и игрового материала.

После обследования учитель - логопед пригласит на консультацию родителей детей, которым поставлен предварительный диагноз «Общее недоразвитие речи»,что является тяжёлым нарушением речи, и предложит подготовить документы для прохождения медико- психолого- педагогической комиссии для установления более точного диагноза и определения дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.

Общее недоразвитие речи - это сложный дефект речи, при котором нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Самый низкий уровень - первый, это так называемые «неречевые дети». Где у ребёнка к 5 годам сохраняются звукоподражательные слова: собака- ава, самолёт, поезд- ду-ду, машина- би- би.. Самый высокий- третий, наиболее типичный уровень речевого развития.

Словарь 5 летних детей, имеющих третий уровень, ограничен. В нём отсутствуют слова, обозначающие названия многих предметов, объектов, действий, признаков. Трудности касаются знания и называния частей предметов: кабина, сиденье, ствол, грива, копыто. Глаголов, обозначающих действия: лакает, рызёт, лижет- всё обозначает словом «ест». Трудности в образовании относительных прилагательных: шерстяной, глиняный, земляничный и т. д. Антонимов: длинный- короткий, широкий- узкий, высокий- низкий, обозначает всё как «большой и маленький»...

В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов (употребляются неверно): Мама взяла книгу от полки, или опускаются в речи: платок лежит кармане. Неправильно согласовываются числительные с существительными: два окон, пять окнов. Неправильно согласовываются части речи: Заботился о кошкам, неправильно строят предложения: Шёл Петя грибы лес собирать. Не могут образовать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом: кольцо- не колечко, а колеченько, мяч- мячёнок. Неправильно употребляют слова в родительном падеже единственного и множественного числа: ухо- ухи- ухов, окно- окны, окнов. Предложения в основном, простые нераспространенные. В фонетическом плане дети неверно произносят 10- 20 звуков, не различают на слух и в произношении мягкие- твердые, звонкие- глухие, а также звуки «с- ш», «з- ж», «ть- ч», «сь- щ», «л-р» и т. д. Искажают слоговую структуру и наполняемость слов:самолёт- масаёт, воспитательница- атата, питатифа, сковорода- скада, ада, када. Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию: кот- кит- ток, слоговые ряды: па- ба- па... Связная речь отличается отсутствием последовательности изложения, установления причинно- следственных связей. Отсутствие у таких детей чувства ритма и рифмы мешает заучиванию ими стихов. Наряду с указанными речевыми особенностями этим детям характерны нарушения внимания и памяти, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно- логическое мышление.

Все перечисленные нарушения наблюдаются у детей с 1, 2, 3 уровнем речевого недоразвития,имеющих нормальный слух и сохранный интеллект и имеют постоянный, стойкий характер.

Если родители согласны на прохождение медико- психолого- педагогической комиссии и ребенку подтверждён диагноз «Общее недоразвитие речи», тогда он зачисляется в группу для коррекции речи, где совместная, целенаправленная работа учителя- логопеда, воспитателей и родителей в течение двух лет должна принести свои положительные результаты и приблизить речь ребёнка к возрастной норме.

Необходимо отметить, что у детей 5 лет могут наблюдаться единичные нестойкие нарушения, перечисленные выше, но это не служит основанием для зачисления в группу с тяжёлым нарушением речи.

Родители всех обследованных детей могут обратиться к учителю- логопеду для получения информации по результатам обследования в часы консультаций для родителей.

Подготовила: учитель- логопед Подольская Е. А.                                                                                                                   

с использованием материалов Т. А. Ткаченко «Учим говорить правильно». М., «Гном»,2003.