Первое знакомство с музыкой П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель (Чигина Е.С.)
Пётр Ильич Чайковский — один из величайших творцов музыкального искусства, создавший изумительные по силе и красоте музыкальные произведения. Его музыка, имеющая всемирную известность, составляет национальную гордость русского народа.
Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С самого раннего детства П.И. Чайковский проникся красотой русской народной музыки, что позднее нашло отражение в его творчестве.
Творческое наследие Чайковского необычайно велико и разнообразно. Им написано 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, много пьес для фортепиано, среди которых широкой известностью пользуются сборники «Детский альбом» и «Времена года».
Трудно назвать в русской музыкальной культуре сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского, написанный более чем сто лет назад для детей. Это сборник из 24 миниатюрных фортепианных пьес. С удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни, композитор отобразил окружающий ребёнка мир.
«Детский альбом» это пёстрый калейдоскоп детских игр и сказочных образов, танцев и песен, а также ярких и непосредственных детских впечатлений.
В соответствии с программными требованиями по музыкальному воспитанию в ДОУ с музыкой из «Детского альбома» дошкольники знакомятся в старшей группе. Многие пьесы включены в раздел «Слушание музыки». Многолетний опыт работы показал, что эта музыка понятна детям и вызывает в них яркий эмоциональный отклик. Поэтому хочется порекомендовать родителям, которых заботит гармоничное развитие личности их ребёнка, обязательно обратить своё внимание на этот музыкальный цикл. Тем более, что в последнее время доступ к классической музыке стал открытым и свободным. Произведения из «Детского альбома» вы сможете найти в интернете и на цифровых носителях, и в оригинальном фортепианном звучании, и в переложении для оркестра.
Мальчишки с удовольствием слушают «Марш деревянных солдатиков» и «Игру в лошадки», а девочки трилогию «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новую куклу». Прослушивание этих пьес я сопровождаю рассказом об игрушках, в которые играли дети 100 лет назад. Замечательно, если в семье сохранились старинные игрушки, оставшиеся от бабушек и дедушек.
Пьеса «Баба Яга» позволяет обратиться к истории русской сказки. Сегодняшних детей уже не пугает образ злобной старухи – колдуньи, живущей в лесу, но прослушав музыку, ребята придумывают историю о том, как герои русских сказок — Машенька и Иванушка убегают от Бабы Яги. Злобно сверкают в темноте её глаза, быстро колотятся сердца детей. Вот-вот злая старуха их настигнет. В конце детям удаётся спрятаться в кустах, а Баба Яга, не заметив их, улетает дальше. Дети спасены.
Благотворное воздействие на внутренний мир ребёнка и на его психологическое состояние оказывают пьесы, тематика которых связана с пробуждением ребёнка и его отходом ко сну: "Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама", «Сладкая грёза», «Нянина сказка», «В церкви». Используя эти произведения на музыкальных занятиях и в режимных моментах, мы устраиваем настоящие релаксационные сеансы. Дети свободно располагаются на ковре, выключается свет и звучит музыка. Такие островки спокойствия и умиротворения помогают ребёнку расслабиться в течение дня.
Слушая "Итальянскую песенку", "Неаполитанскую песенку", "Старинную французскую песенку" и "Немецкую песенку" я рассказываю детям о различных странах, показываю иллюстрации местных достопримечательностей.
«Детский альбом» — ценнейший вклад в мировую музыкальную культуру. Дополнительно для совместного прослушивания с детьми я рекомендую и другие произведения П.И. Чайковского, не входящие в программу по музыкальному воспитанию. Это «Танец Феи Драже» и «Вальс цветов» из балета Щелкунчик. Интересно будет детям посмотреть и мультфильм «Фантазия» студии Уолта Диснея, где детально иллюстрируются отдельные номера из балета.
Уважаемые родители, возможностей для знакомства с музыкой великого русского композитора сегодня предостаточно, поэтому хочется обратиться ко всем родителям: «Любите своих детей, и не лишайте их возможности расти и развиваться на высококачественных образцах современной музыкальной культуры»
Пётр Ильич, проявляя глубокий интерес к жизни детей, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», — писал композитор. Много произведений Чайковский написал для детей. Например, цикл произведений для детей «Детский альбом». Этот альбом он посвятил своему племяннику Володе Давыдову. В этом сборнике, состоящем из 24 небольших пьес- фортепианных миниатюр — вся жизнь ребёнка: его чувства, настроения, мысли, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А так же – картины русской жизни, природы, «песенки — путешествия». Чайковский часто путешествовал, и свои впечатления отражал в музыке. В альбом вошли песни и танцы различных стран — итальянская, французская, немецкая песенки, чешская «Полька», польская «Мазурка».
Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущение, что большинство детей не слушают и не понимают классическую музыку.
Однако не все еще так безнадежно. Постепенно можно привить ребенку если не любовь, то хотя бы в какой-то степени уважение к этому виду искусства. И вовсе не обязательно для этого ходить в музыкальную школу. Для начала достаточно будет купить пару дисков с записями классических произведений и ненавязчиво ставить их для фона. Детей постарше можно сводить на концерт в консерваторию, на балет или в оперу.
Самое благоприятное время для знакомства ребенка с музыкой в период до 5-6 лет. А еще лучше начать «музыкальное образование» ребенка уже с момента зачатия. Ведь исследования показывают, что ребенок, находясь в животике у мамы, реагирует на все окружающие звуки и музыку. Именно во время беременности рекомендуется слушать классическую музыку, которая благоприятно действует на развитие внутриутробного плода. А грудные дети с удовольствием слушают как классику, так и колыбельные, часто засыпая под них. Кроме того, у кормящих матерей при прослушивании классической музыки происходит значительное увеличение лактации.
С возраста двух-трех лет необходимо целенаправленно знакомить малыша с классическими музыкальными произведениями. Благодаря этому у ребенка развивается музыкальная память, воображение и внутренний слух.
Безусловно, не стоит зацикливаться только на классической музыке, ведь развитие должно быть многосторонним. Нужно знакомить малыша с различными музыкальными жанрами: поп-музыкой, джазом и другими. Однако следует помнить о том, что поп-музыка и рок, по мнению врачей и психологов, оказывает мощное отрицательное влияние на слабую нервную систему ребенка. Поэтому предпочтение лучше отдать классической музыке, так как исследованиями доказано ее благотворное влияние на умственное и физическое развитие детей.
В.А.Сухомлинский писал: “Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….”.
Знакомство с музыкальными произведениями великих композиторов, в равной степени, как и с полотнами знаменитыми художников, не должно стать для ребенка скучной обязанностью, как математика и литература в школе. Это должно быть своего рода общением между педагогом или родителем и ребенком. Однако прежде чем прививать любовь к искусству детям, необходимо сформировать музыкальную культуру у взрослых людей, которые занимаются их образованием.
Что дает это знакомство с музыкальным искусством?
Уже давно известно, что ежедневное прослушивание музыкальных произведений Моцарта в течение 15 минут значительно улучшает память и мозговую деятельность в целом. Однако немецкие неврологи опровергли эту идею о влиянии классической музыки на умственные способности человека. Проведя ряд экспериментов, немецкие специалисты не выявили значительного повышения интеллекта у маленьких детей после прослушивания музыки Моцарта.
При общении с искусством у ребенка начинает формироваться художественный вкус, развивается музыкальный слух и творческая активность. Кроме того, у маленького человека уже формируется своя система эстетических ценностей, которая развивает его как личность.
По мнению специалистов, классические произведения заряжают энергией, положительно влияют на нервную, пищеварительную и сердечнососудистую системы. Эта музыка может обладать как расслабляющим эффектом, так и стимулировать физическую деятельность и мыслительную активность. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с детства начал понимать красоту звуков классической музыки.
И чем раньше ребенок приобщится к этой музыке, тем больше у него шансов понять и полюбить ее по-настоящему!