Ребенок, переходящий в новые условия жизни в детском саду, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Это состояние было описано еще в 1848 году как болезнь «тоска по дому» — так называли тогда адаптацию.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в детском саду, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Это состояние было описано еще в 1848 году как болезнь «тоска по дому» — так называли тогда адаптацию.
В подобной ситуации оказываются дети, впервые переступившие порог дошкольного учреждения. Поэтому вполне понятно почему малыши с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада они могут заболеть. В данном случае подождите винить воспитателей и детский сад. Многочисленные исследования педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.
Взрослые в семье понимают, что адаптационный период — один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают и ахают, причитают и волнуются за него, но не более того.
В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх.
Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с мамой, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день (особенно, если родители настойчиво оставляют малыша дольше чем на 2-3 часа с первых же дней посещения сада) доминируют на столько, что ребёнок забывает о еде и сне. Он пугается любых попыток воспитателя успокоить его. Часто ребёнок даже дома не может успокоиться, взбудоражен, может подняться температура, не редко возникает расстройство желудка.
Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния.
1-я особенность: меняется система выработанных условных рефлексов.
2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском саду, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает.
Стресс, безусловно, вреден, но он и необходим, по мнению психологов, так как жизнь часто бросает детей и взрослых в разные условия, и если бы организм не был приспособлен к перенесению стресса, люди бы сразу умирали. Наша задача в детском учреждении—облегчить стрессовую ситуацию, научиться правильно воздействовать на ситуацию, искать способы облегчения адаптации.
Не каждый ребенок проходит длительный период адаптации. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко, но в тоже время есть и пятилетние дети, которые после нескольких дней пребывания в детском учреждении плачут и цепляются за мамину юбку.
Надо иметь в виду, что плач в начальный период не всегда является выражением страха перед разлукой. Часто это скорее признак «порогового страха», некоторой неуверенности перед новой группой. В таком случае ребенок обычно быстро успокаивается, и если бы родители заглянули через пять минут в группу, то смогли бы увидеть, что их малыш мирно играет с игрушками и детьми.