Развитие у детей дошкольного возраста географических представлений через игры-путешествия на основе литературных произведений.
Актуальность
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей интересует буквально всё, мир предметов и явлений побуждает думать, задавать вопросы, предлагать своё, иногда очень нестандартное, интересное объяснение. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь.
Узнать малышам всё обо всём как нельзя лучше помогает география — наука об окружающем пространстве, наполненном таинственными и совершенно необыкновенными вещами, изобилующая захватывающими историями о путешествиях. Развитию у детей географических представлений способствуют игры-путешествия, построенные на основе художественной литературы. В любых рассказах, сказках других произведениях, авторы обязательно дают описания каких-либо географических объектов. Детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы читаем, тем шире становятся наши представления об окружающем мире.
Для воплощения своей идеи, я выбрала технологии интегрированного занятия и путешествие по карте. Провела интегрированные занятия «В далёкой Африке», «Путешествие в Антарктиду», «Путешествие по русским народным сказкам», «Путешествие по карте. В гости к кенгуру (в Австралию)», «Путешествие на землю индейцев», «В мире сказок».
Составила перспективный план для старшего дошкольного возраста «Развитие у детей дошкольного возраста географических представлений через игры-путешествия на основе литературных произведений». Составила примерный список художественной литературы по лексическим тема. Также были подготовлены консультации для родителей («Что пригодится при изучении географии с малышами»; «Развитие у детей дошкольного возраста географических представлений через игры-путешествия на основе литературных произведений», и консультация для педагогов «Знакомство с географией в детском саду», в которых были перечислены список художественной литературы, различные виды игр, помогающие окунуться в изучении географических объектов.
Для родителей изготовлены стенгазеты по изучению материков Африка, Америка. Составила картотеку художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе по программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, картотеку подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме, картотеку познавательно–исследовательской деятельности детей.
Опубликовала в сборнике статью «Развитие у детей дошкольного возраста географических представлений через игры-путешествия на основе литературных произведений» Для эффективной работы с детьми я создала сказочную карту на фетровой основе, на которой размещаются герои произведений. Пособие многофункционально, доступно к изготовлению, имеет общеразвивающий эффект, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Это пособие могут использовать педагоги детского сада для развития познавательных и сенсорных способностей детей дошкольного возраста.
Перспективный план
Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Животные Севера и жарких стран»
Методическая разработка нод «В далекой африке»
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (буклет)
Мастер-класс по экспериментированию с водой и песком для студентов
Методическая разработка «По следам произведений Марка Сергеева»
Методическая разработка НОД «путешествие в антарктиду»


