Финансовая грамотность человека — это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Человек, который уверен в своем будущем, чуствует себя гораздо лучше. И поэтому, наши дети достойны того, чтобы быть в курсе того, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать в своей взрослой самостоятельной жизни!
Дети дожны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту, легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжелым последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении проходят образовательные занятия по познанию окружающего мира, где ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама. Полученные знания закрепляют в дидактических играх «Кто как работает?», «Волшебные превращения денежки», «Какие бывают доходы», сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет». А так же читают художественную литературу К. Чуковский «Муха-Цокотуха», Сергей Федин «Финансовая грамотность», Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко «Дети и деньги» и др., и просмотривают познавательные мультфильмы «Азбука финансов» из серии «Уроки тетушки Совы», «Как мужик корову продавал».
Педагоги старших групп совместно с детьми изготавливали лэпбуки (тематическая папка) по финансовой грамотности. Лэпбуки применяются в совместнои и самостоятельной деятельности детей и педагогов, а так же в индивидуальной работе с детьми.
Консультация для родителей
«Основы финансовой грамотности»
Деньги — это практичный инструмент в жизни,
и дети понимают это довольно быстро.
Другой вопрос, как объяснить ребенку,
что они не берутся из воздуха и ресурс ограничен.
Знакомить ребенка с функцией денег можно с раннего детства. Для этого совсем необязательно читать трехлетке лекцию по экономике — достаточно выбрать правильную игру и самому быть примером.
«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.
Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт. (Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог)«Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.
Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. «Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма». (Эльвира Кетлер)
Советы родителям дошкольников:
Расширяйте словарный запас. Объясняйте и изучайте термины, связанные с финансами. «Каждый день выбирайте новое денежное слово — «банк», «зарабатывать», «тратить» или «сберегать» — и объясните, как оно работает в повседневной жизни, когда вы идете на работу, покупаете продукты или откладываете деньги на что-то» ( Эльвира Кетлер).
Подавайте пример. Если вы испытываете напряжение во время покупок, волнуетесь или спорите о деньгах с супругом, то дети рано или поздно это заметят. Подайте им здоровый пример, и они с большей вероятностью последуют ему, когда станут старше.
Учите действием. Нужно сделать больше, чем просто сказать: «Эта машинка стоит 500 руб.». Помогите ребенку вытащить несколько купюр из банки, взять их с собой в магазин и передать деньги кассиру. Действие будет иметь больший эффект, чем пятиминутная лекция.
Стремитесь к наглядности. Дайте ребенку монетки, которые он будет копить на какую-нибудь желанную для него покупку. Это научит фокусироваться на цели, а также на практике понимать функцию денег. Лучше выбрать прозрачную банку — дети видят, как количество денег, которые они копят, увеличивается.
Не нарушайте правил. Маленькие дети берут пример с родителей. Если вы сами не нарушаете финансовые правила, то ребенок, скорее всего, будет действовать так же.
Не забывайте играть с детьми. Для игр не надо много времени или атрибутов. У всех дома найдется касса и посудка, деньги или монеты можно нарисовать вместе с детьми.
сюжетно-ролевые игры на любую тему, связанную с финансами: «папа и мама пошли на работу», «что такое профессия», «собираем и считаем нужное количество монеток»;
игра «большой или маленький» тренирует навык выбора — ведь какой-то большой предмет не всегда лучше и полезнее маленького.
Как учить финансовой грамотности дошкошльников:
▪ Отвечать на вопросы. В этом возрасте дети становятся очень любопытными и задают кучу вопросов, иногда неожиданных. Будьте готовы рассказать, откуда берутся деньги, какие они бывают, как стать богатым, можно ли выиграть в лотерею миллион и как зарабатывают блогеры на YouTube.
▪ Игра в магазин. Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
▪Поход за покупками. Прогулку с ребенком в настоящий магазин также можно использовать для обучения. Например, попросите его называть цены продуктов и сравнивать их между собой, выбирать самый дорогой или самый дешевый продукт. А если ребенок захочет купить несколько шоколадок или игрушек, объясните, что это незапланированные траты — у родителей не хватит денег в кошельке, чтобы купить все сразу, но можно договориться о покупке в следующий раз.
▪ Выдавать карманные деньги. Примерно с 6 лет ребенка можно знакомить с карманными деньгами. Например, во время похода в магазин можно выделить небольшую сумму, на которую ребенок сам сможет купить себе, что захочет.
Исследование ученых из Университета Массачусетса показало, что отношение к деньгам у детей формируется уже в раннем возрасте — с 5 до 10 лет. Понаблюдайте, как тратит деньги ваш малыш. Если заметите излишнюю расточительность, важно научить ребенка правильному отношению к тратам и в будущем уделять особое внимание планированию бюджета и контролю спонтанных расходов.
▪ Рассказать, что такое долги. Бывает, дети берут друг у друга деньги на спонтанные покупки. Разберите вместе, почему это может быть плохим решением и как правильнее поступить, если ребенок хочет купить что-то прямо сейчас, но у него нет денег. Или что делать, если кто-то просит оплатить покупку за него.
С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Уважаемые родители
(законные представители)!
Банк России предлагает Вашему вниманию информационные ресурсы по финансовой грамотности населения Иркутской области:
-
Информационно-просветительский проект Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России «Мои финансы» – https://моифинансы.рф/, telegram-канал «ФинЗОЖ эксперт» – https://t.me/FinZozhExpert, официальные страницы в социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте» – https://ok.ru/moifinancy, https://vk.com/moifinancy.
-
Информационно-просветительский ресурс «Финансовая культура», созданный Центральным банком Российской Федерации – https://fincult.info/, telegram-канал «Финансовая культура – fincult.info» – https://t.me/fincult_info, официальные страницы в социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте» – https://ok.ru/group/55608670814231, https://vk.com/fincultinfo.
-
Telegram-канал «Стопмошенник» – https://t.me/stopmoshennik38, официальная страница в социальной сети «Вконтакте» – https://vk.com/stopmoshennik38.
-
Информационная страница «Финансовое просвещение» в социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте» – https://ok.ru/finprosvet, https://vk.com/finprosv.
-
Информационно-аналитический ресурс министерства финансов Иркутской области «Открытый бюджет Иркутской области» – https://openbudget.irkobl.ru/ (раздел «Финансовая грамотность»).
-
Официальный портал города Иркутска – https://admirk.ru/ (раздел «Проекты» – «Содействие повышению финансовой грамотности населения»).
-
О цифровой безопасности
-
Информируем Вас, уважаемые родители, о новых формах кибермошенничества,
-
совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и предлагаем посмотреть видеоролики. Будьте внимательны и осторожны!!!!
-
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек – это человек, который:
— умеет грамотно обращаться с денежными средствами, сохраняет и приумножает их;
— ведет учёт доходов и расходов;
— ориентируется в экономической обстановке страны;
— может распознать признаки финансового мошенничества;
— выполняет свои обязательства налогоплательщика;
— умеет ориентироваться в банковских услугах.
Министерство финансов Иркутской области предлагает медиаконтент по финансовой грамотности для взрослых и детей.
Видеоролики уберегут Вас от мошенников и помогут Вам сохранить свои финансы!
Посмотрите эти короткие ролики вместе с детьми — вместе с мальчиком Петей они узнают самое главное о деньгах.
Сможете объяснить своему ребенку, почему нельзя просто взять много-много денег из банкомата, если не хватает на покупки, почему обещания бесплатных подарков в интернете не предвещают ничего хорошего, что такое копить и как тратить деньги с умом?
https://disk.yandex.ru/d/qn6XvnfjkK1HXQ
Зачем нужна фин. грамотность ребёнку?
• Чтобы дети понимали, что деньги получают законным способом за труд, но при этом материальные ценности не являются самыми главными в жизни.
• Чтобы ребёнок умел распоряжаться деньгами с умом и не привёл сам себя к бедности.
• Чтобы дошкольник и школьник мог в любой жизненной ситуации быстро накопить нужную сумму денег.
• Чтобы в будущем ребёнок не оказался под влиянием финансовых пирамид, чёрных зарплат, микрозаймов и других мошеннических схем.
Финансовая грамотность повышает самостоятельность, улучшает стратегическое мышление, способствует гармоничному развитию личности. В перспективе это залог спокойствия и отсутствия стресса. Имея стабильное материальное положение, человек чаще отдыхает, полезней питается, реже болеет, а значит, имеет все условия для раскрытия своего потенциала. Но помните, что не стоит обучать ребёнка насильно или экстерном, пытаясь посвятить его во все аспекты финансов за один вечер. В противном случае тема вызовет отторжение и страх на долгие годы.
Дошкольные финансовые игры
1. Сортировка денег. Это занятие развивает память, моторику, внимание и даже речь. Купюры и монеты можно раскладывать по цвету, размеру и номиналу. Если у вас есть старинные деньги или иностранная валюта, тоже включайте их в игру. Ещё можно в течение недолгого времени складывать деньги в коробку или в банку, а потом подсчитывать сумму. Во время игры расскажите, что деньги пришли к нам на смену натуральному обмену, став универсальным эквивалентом вещей.
2. «Размен». Когда деньги уже знакомы ребёнку, попросите его набрать нужную сумму разными купюрами или монетами. Например, пусть составит 50 рублей только из 5-рублевых монеток. И наоборот, можно предлагать разменивать ваши деньги на более мелкие. Играть можно даже на скорость.
3. «Магазин» / «Рынок» / «Купи-Продай» – простая популярная игра для маленьких детей. Это репетиция первых покупок с фантиками и наклейками для оплаты или даже с настоящими деньгами. Продавать можно что угодно: игрушки, сладости, книжки, одежду. Не забудьте повесить на товары ценники и периодически меняться в роли продавца и покупателя. Впоследствии игру можно усложнить: ограничивайте ребёнка в исходной сумме на покупки и задавайте список нужных товаров. Так малыш научится откладывать некоторые траты на потом и укладываться в бюджет.
4. «Профессии». Когда вы рассказали ребёнку о своей работе, полезно начать знакомить его и с другими видами труда. Подготовьте для игры карточки с разными рабочими инструментами. Пусть ребёнок определит, человеку какой профессии тот или иной предмет понадобится.
5. «Реклама» – хорошая игра для группы детей и развития их логических и коммуникативных навыков. Необходимо выставить несколько товаров на импровизированную витрину и убедить покупателей приобрести, всячески их прорекламировав и ответив на каверзные вопросы.
6. «Банк» – игра для знакомства ребёнка с банковской системой. Вы с ребёнком по сценарию играете роли кассира и посетителя. Задача – открыть вклад, положить деньги на счёт или даже взять кредит. Идеально, если перед игрой вы сходите вместе на экскурсию в банк.